ГОДОВАЯ ПОДПИСКА НА ХОРОШИЙ ВКУС

ПОЛО: ФУТБОЛКА, КОТОРАЯ ВЫГЛЯДИТ ДОРОГО

ПОЛО: ФУТБОЛКА, КОТОРАЯ ВЫГЛЯДИТ ДОРОГО

До того, как в 1926 году известный французский теннисист Рене Лакост — семикратный победитель турниров Большого Шлема, надел на корт сшитое по его заказу поло, знаменитая рубашка или футболка прошла большой путь.

Как и многие предметы гардероба, да и вообще привычные нам в повседневности вещи, поло появилась из-за неудобства. Но обо всем по порядку.

В начале первого тысячелетия нашей эры (большинство источников сходятся на том, что это происходило в 5 веке) в Турции начали проводить игры в човган-поло. И если поначалу игра затевалась как тренировка для мощной в то время турецкой кавалерии, то довольно быстро она стала популярна не только в Турции, но и за ее пределами.

Особенно в Средней Азии, среди степных просторов, где каждый мужчина учился верховой езде раньше, чем начинал самостоятельно ходить.

Изображение игры в човган-поло.

Только в 12 веке, в эпоху крестовых походов, когда практически каждый европейский рыцарь считал своим долгом погибнуть во имя веры или хотя бы сердца прекрасной дамы, представители английского тевтонского ордена увидели, как играют в човган-поло.

Надо сказать, что правила были продуманы таким образом, чтобы даже в жару игроки не перегревались. Рыцарям-тевтонцам понравилась игра, и они решили, что для английской знати она как нельзя лучше подходит. Они хотели активных развлечений, но чтобы при этом не потерять свою аристократическую бледность и не вспотеть.

Човган-поло лишился непроизносимой приставки, и так началась история уже легендарного английского поло.

Первые игры были спокойными и размеренными: одежда не давала нужной свободы движений, а крупные и тяжелые лошади не могли обеспечить маневренности на игровом поле. Позже, конечно, вывели особую породу более легких и быстрых лошадок, но давайте оставим за бортом историю спорта как такового и перейдем к одежде.

Прототипы рубашки-поло появились в Индии в конце 19 века.

В Индии тоже любили играть в поло, здесь эту игру называли «хоккеем на лошадях» и играли в нее задолго до колонизации страны англичанами.

В середине 19 века Индия стала подчиняться Англии, и на всей ее территории размещали военные гарнизоны для поддержания порядка и подавления бунтов, если таковые возникнут. Военным нужно было как-то отдыхать, но при этом сохранять свою физическую форму.

Поэтому с собой из родного дома вместе с письмами любимых и носками, связанными заботливой бабушкой, солдаты привезли и поло.

Изображение одного из первых матчей по поло, в который играли офицеры Британской армии и индийцы.

В северо-восточном индийском штате Манипур располагался один из военных гарнизонов, где проходили игры в поло между солдатами и местными чайными плантаторами. И это была уже не размеренная и дружеская игра, как на родине, а практически военная кампания, только без кровопролития.

Скажу сразу, что если вы решите посетить этот штат, чтобы потрогать землю, где появилась рубашка-поло, то не стоит этого делать. Из-за неспокойной политической ситуации и множества банд и групп боевиков въезд на территорию штата возможен только по специальному разрешению. Это того не стоит.

Но вернемся к рубашке, ведь именно сейчас состоится ее первое появление.

Игроки в поло в Индии.

Активная игра и жаркий климат делали привычную форму для игры в поло неудобной.

В Англии в поло играли в основном аристократы, и одеваться им приходилось соответственно: белая рубашка с длинным рукавом, галстук и накрахмаленный воротничок. Красиво, статусно, но не очень удобно. Особенно в военном гарнизоне в Индии.

Тогда солдаты, которым важнее было обыграть противника, а не сохранить лицо, стали надевать на игры более свободные рубашки, а чтобы сделать замах клюшкой посильнее – закатывали рукава.
 

Американский теннисист Билл Тилден в привычной для того времени форме для игры в большой теннис, 1920-е годы.

Похожим путем шла и мода в еще одном популярном спорте — теннисе. Теннисисты тоже носили белые рубашки, но, в отличие от игроков в поло, без галстуков, застегивали их на верхнюю пуговицу и для удобства подворачивали рукава до локтя.

И здесь начинается новый виток истории рубашки-поло.

Но для начала нужно сказать о воротничках. Есть разные версии того, кто придумал теперь уже легко узнаваемый воротник с пуговицами на планке. Одна из них утверждает, что это был управляющий американским брендом Brooks Brothers Джон Брукс. В одном из своих путешествий он увидел похожую конструкцию и решил применить ее в своей работе.

Рубашки с воротником button-down появились в 1896 году и быстро завоевали любовь спортсменов: такие воротники не задирались при ветре и не отвлекали от игры.

Рубашки с воротником button-down от бренда Brooks Brothers.

Практически в те же годы, но все же чуть раньше на американском континенте, где игра в поло была также популярна среди высшего общества, Джеймс Беннет основал Уэчестерский клуб конного поло. Это произошло в 1876 году.

Спустя 14 лет, в 1890 году была создана марка U.S. Polo Assn, которая стала производить спортивную форму для игроков в поло. Позже они будут не раз судиться с брендом Ralph Lauren из-за логотипа, но сейчас не об этом.

Спорт набирал популярность, а спортсмены становились все более знаменитыми и влиятельными людьми. Так на сцену истории теперь еще и футболок-поло выходит французский теннисист Жан Рене Лакост — десятикратный победитель в теннисных турнирах «Большого шлема» по прозвищу «Аллигатор».

Теннисистам, как и игрокам в поло, нужна большая свобода движений. Но в то время привычной формой для тенниса были плотные брюки, рубашка с длинным рукавом и воротником, который застегивали на верхнюю пуговицу, галстук.

Ведь изначально в теннис играли аристократы, и это был не тот активный спорт, каким он стал уже во времена Лакоста. Удобства в такой форме было, мягко говоря, маловато. Конечно, теннисисты закатывали рукава и иногда ослабляли воротник: попробуй, поскачи по корту и сохрани приличный (по меркам тех лет) вид, но этого было недостаточно.

Теннисист Жан Рене Лакост.

Рене Лакост переработал идею рубашки для тенниса: укоротил рукава, добавил воротник с пуговицами на планке и изменил ткань. Последнее решение стало его конкурентным преимуществом. Теперь это был не плотный и держащий форму материал, а хлопковое пике — ткань особой машинной вязки, которая была более легкой, дышащей и удобной, чем ткань традиционных рубашек.

Рене понимал, что такая рубашка найдет популярность не только среди теннисистов, поэтому не стал заказывать ее разработку и пошив другим. Вместо этого он основал собственный бренд Lacoste, выбрав логотипом крокодила.

В 1926 году Рене выиграл турнир US Open, надев на корт рубашку своего бренда. Публика была в восторге!

Спортсмены оценили комфорт и удобство новой формы. Рубашки-поло от Рене Лакоста стали раскупаться, как бытовая техника в современную «черную пятницу».

Плетение ткани пике и современная футболка-поло от Lacoste.

Следующими в очереди стали гольфисты. После Второй мировой войны они сменили блейзеры и сорочки с длинными рукавами на более удобные рубашки-поло. Модели для игроков в гольф отличались от уже ставших классикой поло тем, что зачастую были выполнены из полиэстера, у них была удлиненная застежка на четырех пуговицах (тогда как классическая – на двух) и небольшой нагрудный карман, куда игроки могли положить блокнот и карандаш для записи счета в игре.

В 1952 году австрийский футболист Тиби Вагнер и известный теннисист, трехкратный победитель Уимблдона Фредерик Перри основали бренд одежды для спортсменов Fred Perry.

Первоначально они создавали аксессуары дя спортсменов: повязки от пота и напульсники, но постепено перешли и на одежду. Они стали отшивать футболки-поло с коротким рукавом из хлопкового пике белого и синего цветов. И если другие производители делали футболки однотонными, то Фред и Тиби добавили контрастные полоски на манжеты и воротники. А также первыми стали вышивать свой логотип — лавровый венок, а не приклеивать его.

В следующие 30 лет поло от Fred Perry только набирали популярность.

Теннисист Фредерик Перри во время финала мужского одиночного разряда на Уимблдоне, 5 июля 1935 года.

Многие бывшие спортсмены, в том числе и теннисисты, становились после завершения спортивной карьеры комментаторами матчей и соревнований.

Сначала они стали надевать футболки бренда на трансляции, потом их начали носить лучшие игроки. Довольно быстро лавровый венок, который изображен на эмблеме бренда, стал символом лучших из лучших.

В 50-60-х годах футболки Fred Perry и поло в целом стали популярны среди представителей субкультуры модов (от англ. modernist). А после и в других субкультурах: поло носили би-бои, скинхеды, даже футбольные болельщики. Последние выбирали окантовку воротника в цветах клуба, за который болели.

Футболки-поло бренда Fred Perry.

Итак, поло оценили не только спортсмены, но и люди, далекие от спорта и следящие за модными трендами. Спортивные вещи в обычной жизни еще не были чем-то привычным, скорее наоборот.

Европейские и американские модники все чаще начали включать в свои комплекты поло и другие элементы спортивного стиля.

Так как изначально рубашки-поло носили спортсмены, занимающиеся конным поло, теннисом и гольфом — спортом для элиты, то они (рубашки) стали атрибутом, указывающим на принадлежность к высшему обществу.

В то же время активной молодежи пришлась по душе плотная ткань, которая изнашивалась гораздо медленнее, чем у привычных рубашек. Поло при всей ее простоте оказалась предметом одновременно практичным и стильным.

А что же в Америке?

В 1966 году Ральф Лорен занимался тем, что продавал галстуки и зарабатывал этим на жизнь. И так ему это надоело, что он решил оставить эту работу и основал собственный бренд. Он не знал, как шьются галстуки, не понимал ничего в тканях, но умел находить нужных людей и вести переговоры. Так он уговорил собственного работодателя отдать ему остатки ткани и отшил из них свою первую коллекцию мужских галстуков.

Как опытный продавец, Ральф понимал, что его продукт должен отличаться от того, что уже есть на рынке, поэтому галстуки линейки Polo оказались ярче и больше по ширине, чем привычные покупателям.

Ральф Лорен был действительно хорошим продавцом, потому что его галстуки быстро стали популярны.

Слева — Ральф Лорен в своем офисе в костюме своего бренда Polo Ralph Lauren. Справа — рубашки-поло от Ralph Lauren в универмаге Bloomingdale в Нью-Йорке, 2005 год.

Компания Ральфа стала называться Polo Fashion, Inc, а в 1987 году ее переименовали в Polo Ralph Lauren.

Ральф стал выпускать не только галстуки, но и полноценные коллекции мужской, а с 1971 года и женской одежды. Тогда же, в 1971 году, он отшил свои первые рубашки-поло — не для спортсменов, и поместил на них логотип с игроком в поло верхом на лошади.

Именно из-за этого логотипа с ним будут в дальнейшем судиться U.S. Polo Assn. Дело в том, что на логотипе этого бренда тоже изображены игроки в поло и тоже верхом на лошадях. Разница в том, что у Ральфа игрок один, а у U.S. Polo Assn — два.

Логотипы брендов Polo Ralph Lauren.

В 1972 году Ральф Лорен выпускает рубашки-поло в 24 разных цветах. Надо ли говорить, что поло от Лорена стали предметом must have в большинстве гардеробов.

А в 2017 году его рубашка-поло была представлена на выставке «Is Fashion Modern?» музея Museum of Modern Art (MoMA) в качестве экспоната.

Позже ее отметили как один из важнейших предметов одежды последних десятилейтий. Теперь рубашка-поло от Ralph Lauren находится в постоянной коллекции музея.

Принц Чарльз в футболке-поло. Принц Уильям и Кейт Миддлтон в поло от Adidas.

Сегодня привычные нам поло можно встретить у разных дизайнеров. 

Но окончательно ультрамодным поло сделала Миучча Прада три года назад, показав поло с длинным рукавом в своей коллекции весна-лето 2020.

Кто со мной давно, помнит, как я делала на нее обзор, будучи приглашенным корреспондентом Instyle в Милане.

Именно после этого показа магазины заполонили футболки с длинным рукавом, которые модники дружно начали сочетать не только с привычной спортивной одеждой, но и с деловой, и даже с платьями–юбками. 

Prada SS2020

На сегодняшний день рубашке-поло уже больше века. За это время она превратилась из мужской сорочки с закатанными рукавами и расстегнутым воротником в удобную базовую футболку, которая найдет свое место в любом гардеробе.

Будут меняться модные течения, приоритеты, стилевые направления, сама мода. Но что-то мне подсказывает, что футболка-поло останется неизменной.

С чем носить такую футболку? Делюсь идеями для вдохновения. По сути – с чем угодно! 

Мои любимые приёмы: 

  • с джинсами
  • с шортами
  • с юбками-карандашами 
  • с бомберами в стиле преппи 
  • с брюками со стрелками

Все статьи Татьяны
Назад в раздел
Популярные мероприятия
БАЗОВЫЙ КУРС В ШШ
Базовый курс
Годовой курс 2.0 Архитектура стиля