ICONS. СТИЛЬ РЕНАТЫ ЛИТВИНОВОЙ

ICONS. СТИЛЬ РЕНАТЫ ЛИТВИНОВОЙ

В России, пожалуй, только эта женщина умеет носить чёрный ТАК, что существование остальных цветов ставишь под сомнение. Когда первый раз видишь Ренату Литвинову, кажется, что она знает какой-то секрет, который позволяет ей путешествовать во времени. Во-первых, выглядеть в 21 веке как парижанка из 30-х — это смело и необычно, во-вторых, выглядеть в 51, как в 35 – тут явно не обошлось без машины времени! Да-да, это не опечатка. В этом году Литвинова разменяла шестой десяток.

Рената Литвинова родилась в 1967 году в семье московских врачей. Отец ушёл из семьи, когда Ренате был всего год. Так что своё детство она вспоминает отнюдь не как самое счастливое. Мама всё время пропадала на работе (мать Ренаты – челюстной хирург), так что с ранних лет приходилось становиться самостоятельной.

Как и большинство детей из интеллигентных советских семей, Рената ходила в музыкальную школу и занималась спортом – лёгкой атлетикой. Как позже она сама вспоминала в интервью у Владимира Познера: «на самом деле никаких выдающихся способностей в спорте у меня не было, бегала я плохо, зато много улыбалась. Тренер держал меня только за то, что я «позитивно бегаю» :-)».

Рената быстро выросла и уже в подростковом возрасте была почти на голову выше своих одноклассников, за что получила «ласковое» прозвище «Останкинская башня». Но не только высокий рост отличал её от сверстников. Уже с юных лет у Ренаты был свой собственный взгляд на окружающий мир, чем она не стеснялась делиться с одноклассниками. Но, увы, и дети, и даже учителя считали девочку как минимум странной.

Так лучшими друзьями юной Ренаты стали книги. Дома у Литвиновых, как у всех образцовых советских граждан, была большая библиотека, где она и проводила всё своё свободное время, зачитываясь русскими классиками.

После окончания школы Рената с первого раза поступила во ВГИК на сценарный факультет. Как утверждает она сама, институт она выбирала по удалённости от дома, а в то время их квартира была на Бабушкинской. На автобусе до ВГИКа ехать было всего одну остановку. Так что выбор был очевиден :-)

То, что с выбором Рената не ошиблась, стало ясно уже на первом курсе. Здесь во ВГИКе на «неземную» Ренату никто не обращал внимания, ведь на одну «странную» студентку приходился ещё десяток таких же. Наконец-то Литвинова попала в свою среду – творческих людей с открытыми взглядами.

Сценарии, которые писала Литвинова на первых курсах, были довольно своеобразными. Некоторые преподаватели даже обвиняли её в неспособности излагать мысли по-русски. Работы приходилось переписывать по нескольку раз. Безусловно, так считали не все. Например, сценарист Владимир Соловьев отмечал, что «проза Литвиновой очень своеобразна благодаря её яркой личности и незабываемым манерам, а уровень мастерства уже в ранние годы был выдающимся».

В 1989 Рената впервые дебютировала в кино как актриса. Это была небольшая эпизодическая роль. Но уже тогда заметили её манеру томно растягивать слова и много жестикулировать. В тот год Литвинова произвела на киношную тусовку неизгладимое впечатление, особо не успев ещё сделать ничего выдающегося. Она была настолько необычной для того времени, что моментально стала модным персонажем среди своих коллег по цеху.

В начале 90-х Рената знакомится с режиссером Кирой Муратовой. Несколько лет назад Кира Георгиевна уже читала дипломную работу Литвиновой, которая ей очень понравилась и даже вдохновила снять по её сценарию кино. О том, кто сыграет главную роль, не могло быть и речи. Конечно же, это должна быть Рената. Но Литвинова от роли вежливо отказалась. Она никогда не считала своё лицо фотогеничным и никогда не видела в себе актёрских талантов, будучи уверенной, что её призвание – писать.  

Спустя пару лет судьба снова свела женщин на кинофестивале. Они познакомились ближе. Рената уже не смогла отказать Муратовой. Так мы познакомились с медсестрой «с приветом» из картины «Увлеченья», которая вышла на экраны в 1994 году. Если не видели, очень советую :-)

Позже Рената ещё снималась у Муратовой. Да и вообще стала больше пробовать себя как актриса у других режиссеров. На экраны вышли фильмы «Право на выбор», «Страна глухих».

К концу 90-х Литвинова уже заняла свою прочную позицию в истории кино, завоевав вполне себе ощутимую узнаваемость.  

Но в середине 90-х Рената Литвинова была известна не только как начинающий сценарист и актриса. Принадлежность к московской богеме — ещё одна социальная роль Литвиновой. В тусовке Рената уже тогда прослыла модницей. А какое-то время даже подрабатывала моделью. Так в 1996 она позировала для снимка, который придумал художник Андрей Бартенев.

Сейчас фото является частью коллекции Миши Бастера для проекта Soviethooligans. Это альманах о моде, субкультурах 80-90-х, а также о том, как менялась российская богема в эти годы.

Но иконический образ Ренаты Литвиновой начал формироваться в начале нулевых. В 2000-м году на экраны страны вышел фильм «Граница. Таёжный роман». Роль Альбины Ворон с ее «Девочки, я летаю, я в раю» сделала Литвинову известной на всю Россию и страны СНГ. А первое интервью со звездой только подтвердило, что в жизни Рената точь-в-точь такая, как и её героиня.

К середине 2000-х Рената Литвинова уже полностью формирует свой образ. Она находится на пике своей карьеры, ей слегка за 30. Пока Россию завоёвывает эра гламура, автозагара, блёсток и начёсов, Литвинова отбеливает лицо, укладывает волосы в аккуратную довоенную причёску и переодевается во всё черное.  

  

Рената Литвинова становится «богиней стиля» - именно так называют её поклонники. В то время как сама она (по её собственным утверждениям) в моде никогда не разбиралась. По словам Ренаты, одеваться её учили фильмы и…рабочие. С самого детства ей казалось, что самая стильная одежда – это униформа. Ведь только такая одежда способна НЕ прятать личность человека за своей оболочкой.  

В этом же году Алла Пугачева пригласила Ренату Литвинову сняться в своём клипе «Речной Трамвайчик». Здесь можно понаблюдать за эталонным образом Ренаты тех лет. Белые волосы, миди, каблук, красная помада, стрелки, нитка бус, брови, к слову, тоже ниточкой :-) Такая притягательная и такая загадочная женщина из прошлого, живущая на рубеже тысячелетий.

2004 год становится для Ренаты знаковым. На съёмках фильма «Богиня: как я полюбила» она знакомится с Земфирой, которая написала музыку для картины.

Знакомство перерастает в крепкую дружбу и влечёт за собой море кривотолков. И Литвинова, и Земфира находятся на вершине славы, что предполагает особенно внимание жёлтой прессы. Женщин чаще фотографируют вместе, подозревая, что за дружбой кроется нечто большее.

Через год после знакомства с Z Рената разводится с мужем.

На самом деле, какие отношения между двумя этими талантливейшими женщинами, мне совсем не интересно. Да и так ли это важно?

Рената Литвинова и Земфира как творческий союз в сто раз интереснее. Чего только стоит документальный фильм «Зелёный театр в Земфире», вышедший в 2008.

А клипы Земфиры «Мы разбиваемся» и «Жить в твоей голове», которые срежиссировала Рената и сама же в них снялась…Да от них же мурашки по коже! Хотя сценарии и очень двусмысленные :-)

Что важно: несмотря на тесную дружбу с бунтаркой Земфирой, Рената не изменяет своему стилю, окружая свой образ флёром женщины начала 20-го века. Рената Литвинова и «икона стиля» - это уже два понятия, которые нельзя отделить друг от друга.

В подтверждение вышесказанному в 2014 году компания Zarina приглашает Ренату поработать с брендом в качестве дизайнера. В магазинах по всей России появляется авторская коллекция Литвиновой, посвящённая одежде в стиле 50-х годов.

А спустя ещё год Рената Литвинова заступает на роль креативного директора журнала Numero. К роли сценариста, режиссера и актрисы добавляется ещё одна официальная роль – стильной единицы, к мнению которой хотят прислушиваться. 

Год за годом Рената остаётся верна своему винтажному образу, лишь рафинируя его. А в 2016 вместе с дочерью становится лицом лукбука бренда Vintage Voyage, очередной раз доказав, что настоящий винтаж – это не только костюмы героинь сериала «Аббатства Даунтон». Современный винтаж может выглядеть нереально органично. А на Ренате – особенно. 

В прошлом году Рената Литвинова дебютировала в роли режиссёра театрального. Её спектакль «Северный ветер» она поставила сама в МХТ им. Чехова по пьесе, которую сама же написала. За музыку в постановке отвечала, конечно же, Земфира, а за костюмы кумир миллениалов -  Гоша Рубчинский. 

Лаконичные наряды, которые придумали для спектакля Рената с Георгием, как нельзя кстати отражают и стиль самой Литвиновой, и её взгляды на одежду. Чёрные и коричневые ткани, минимализм – по словам Рубчинского, он старался подбирать для сцены такую одежду, которая бы не отвлекала внимание зрителей от игры актёров. И ему это действительно удалось!

2017 год в принципе стал переломным для стиля Ренаты. Первый раз мы увидели новую Литвинову летом 2017 на обложке  L’officiel. Журнал подготовил большое интервью с иконой, текст которого написала сама Ксения Собчак, а модный редактор Рита Зубатова создала новый образ женщины из 70-х в сапогах  Vetements, да ещё и (о, Боги!) с тёмными волосами!

Но окончательно обескуражил всех октябрьский номер SNC, где 50-тилетняя Рената Литвинова предстала в худи, без макияжа, причёски, мундштука и жемчуга.

Заголовок номера гласил "Рената Литвинова круто меняет имидж". И это действительно так. На смену знаковому винтажу пришла «одежда с улицы». Немаловажную роль тут сыграл и близкий друг Ренаты – Гоша Рубчинский, и новый друг – Демна Гвасалия. Уже ни для кого не секрет, что мода последних двух лет сильно изменила своё направление, став немножко маргинальной и переодевшись из кутюра в спортивный костюм и тотальный оверсайз. 

В интервью SNC Рената рассказала, что всю жизнь стилисты и визажисты считали ее «немодной»: еще бы – отечественная Марлен Дитрих в эру правления Тайры Бенкс и Хайди Клум в блестящих трусах.

Но лишь за 2017-2018 год Рената Литвинова сделала какой-то ошеломительный модный скачок. Из иконы стиля нулевых превратившись в кумира современной молодёжи. Если сейчас одновременно посмотреть на фото Ренаты пять лет назад и сейчас, то это станет видно невооружённым взглядом.

Всё-таки, чтобы ни говорили о переменах в её стиле, всё равно в нём она сохранила главное – себя. А такую харизму уже не за какими «Баленсиагами» не спрячешь. Как пишет сама Рената: «Мне повезло, что я встретила его – Демну, я так долго его ждала…». Если подписаться на Instagram Ренаты Литвиновой прямо сейчас, то вы увидите там очень много образов в свободной или даже спортивной одежде, которую она надевает с лёгкой руки Рубчинского. Остальные фото – это практически домашний лукбук модного дома Balenciaga.

И это неслучайно. Рената – муза Демны Гвасалии. В России именно она впервые примеряла его новую коллекцию Balenciaga Resort 2018 до поступления в продажу. Процесс примерки запечатлели и превратили в лукбук. Кажется, никто другой не смог бы показать коллекцию лучше, чем она — женщина из прошлого и из будущего одновременно, немного странная для обывателя, и невероятно притягательная для интеллектуала, как и вся одежда, которую шьёт Демна. 

-

Как вы знаете, в конце каждой статьи я "примеряю" стиль героини, на себя. Но не с целью скопировать, а с целью адаптировать его к своему гардеробу и характеру. 

Рубчинский и Vetements - это интересно, но совсем не про меня. И я решила поэкспериментировать с ретро, с которым у многих ассоциируется стиль Ренаты. Хотя, признаться честно, для моего гардероба это тоже что-то новенькое. Никогда не увлекалась ретро, заступив на его территорию лишь однажды и на полшажочка, когда делала icons про стиль Ксении Собчак

Это был новый и интересный опыт:-) Меняться очень классно! Обязательно делайте что-то новое и непривычное, в том числе для своего стиля и гардероба!

Продолжение следует!

Все статьи Татьяны
Назад в раздел

Популярные мероприятия

вспомните все ваши вещи, которые лежат без дела:
Старт 24 июля
Базовый курс
Добро пожаловать на следующий уровень: мода и стили!
Старт 24 июля
Продвинутый курс
Мои уроки окупаются на первом же шопинге
Отдельные уроки