MСDONALD’S В МИРЕ МОДЫ: ПОЧЕМУ Я НЕ ПОКУПАЮ В SHEIN
16.03.2022
90-е уже позади, некогда до безумия популярный McDonald’s уже не повергает умы общественности в шок и не заставляет стоять километровые очереди.
Но очереди перенеслись в онлайн. Ведь сейчас популярность у пищевого фастфуда прошлого века стремительно отбирает фастфуд имени фаст-фэшн.
В погоне за дешёвой или ещё так называемой быстрой модой, многие из нас часто и не подозревают: где и как производятся новенькие блузки и платья за бесценок с доставкой по всему миру.
Давайте обсудим это на примере одного из ретейлеров, который продает стильные-дешевые-модные одежки и разберёмся, что не так с дешевой модой.
РЕКОРДНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕХА
Речь пойдёт об интернет-магазине SHEIN, популярность которого растёт с рекордной скоростью.
Сервисом чаще всего пользуется молодёжь. А показатели продаж Shein обогнали такие популярные бренды как Zara и H&M.
На это есть ряд объективных причин, но, бесспорно, поражает тот факт, что магазин, в котором можно найти топы по 2$, достиг оборота более тридцати миллиардов долларов и в мае прошлого года обогнал «Амазон» по количеству скачиваний приложения.
Даже Bloomberg в своём расследовании назвал этот рекорд огромным достижением.
Также агентство считает, что свою популярность бренд приобрёл благодаря налоговой лазейке в экономической системе США, хорошо отлаженной системе логистики и быстрой реакции на современные тренды.
Скорость и грамотная организация доставки делает быструю моду ещё более доступной. Интернет-магазин умело опережает в этом своих конкурентов.
Bloomberg, опираясь на официальные источники, оценил бренд SHEIN в 30 миллиардов долларов. На что его представители ответили, что подсчёты «часто неверны» и оценкой стоимости компании в «несколько миллиардов».
Впервые пролистав страницы сайта SHEIN, можно подумать, что это новый подход к доступной моде:
- большой выбор
- актуальные и стильные вещи
- удивительно низкая стоимость товаров
И, пожалуй, вам стоит на этом остановиться и не гуглить информацию о сервисе, если хочется оставить именно такое впечатление о нём.
Но мы здесь собрались не для этого. Так что продолжим!
КАК ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ MСDONALD’S В МИРЕ МОДЫ
Итак, сначала немного пробежимся по истории этого коммерческого чуда.
- Компания была основана 2008 году китайским предпринимателем Крисом Сюем. В начале своего существования магазин назывался SHEINSIDE и продавал только свадебные платья, ориентируясь на рынок США. Популярная модель продаж B2C пришла тоже не сразу. То есть, изначально компания не участвовала в создании дизайнов и производстве. Сервис был всего лишь посредником между сторонними производителями и покупателями. Со временем компания начала расти и самостоятельно создавать вещи. Ну или, по крайней мере, их производить.
- В 2012 году SHEIN появился в ряде европейских стран: Испания, Франция, Италия и Германия. После чего начал осваивать и рынок нашей страны. В этом же году он заметно расширил ассортимент товаров — стало возможным купить косметику, обувь, сумки и аксессуары.
- С 2014 у компании появляется собственная система цепочки поставок и она приобретает Romwe — другую такую же компанию-ритейлера для расширения сегмента аудитории и формирования собственной логистики. Что в дальнейшем и позволит SHEIN иметь весомое конкурентное преимущество.
- В 2015 компания обретает своё нынешнее название, что делает её более запоминающейся для широкой общественности и удобной для поиска в сети.
- К 2017 упоминания о бренде SHEIN всё чаще появляются в американских телешоу. А дальше — больше, как говорится.
- В 2018 году компания оказалась в плюсе благодаря отсутствию в США налога на посылки дешевле $800 и сокращению налога на экспорт при продаже товаров напрямую потребителю со стороны Китая. Позже, благодаря этому факту и карантину, продажи SHEIN в 2020 году выросли на 250%.
Об официальной прибыли компании известно немного, но в 2019 году она увеличила свой доход в 2 раза, а в период пандемии — ещё в 3.
Это позволило SHEIN стать одним из самых крупных и популярных маркетплейсов одежды по всему миру.
Как и в начале своего существования, сейчас бренд наиболее востребован в США, но его продукция поставляется ещё в 220 стран мира, включая Россию. Среди инвесторов — крупные фонды IDG и Sequoia. А по данным Crunchbase в совокупности компания привлекла свыше 500 миллионов долларов.
Вот такой масштаб, но что происходит внутри этого фэшн-монстра?
ПОЧЕМУ SHEIN ОБВИНЯЮТ?
За последние несколько лет SHEIN снискал себе дурную славу среди модного сообщества и не только.
Собственно, есть за что: плагиат молодых брендов, которым сложно себя защитить, «зелёный» пиар как прикрытие неэкологичного производства, неэтичные товары, огромные затраты на имидж и минимальные на развитие качества продукции, а самое ужасное — угроза здоровью сотрудников и потребителей.
Что ж, серьёзный список. А теперь добавим к нему фактов.
ВОРОВАТЬ НЕ КРАСИВО
Плагиат на сегодняшний день очень распространён в различных сферах.
Мода — не исключение. Неудивительно то, что люксовые коллекции копируются масс-маркетом и продаются дешевле, чтобы угодить большинству потребителей. Это вполне нормальное явление, если учесть, что в эпоху высоких технологий уже очень многое придумано. Зачем изобретать колесо? Ведь и прежнее неплохо работает.
Sincerely RIA Shein
Конечно, скопированный товар будет отличаться от оригинала, в зависимости от различных факторов, но для большинства – это очень практично и удобно.
Да и понятно, что сложно придумать вторую идеальную классическую белую рубашку, но когда достаточно наглым образом в точности копируются уникальные дизайны молодых и талантливых брендов, пожалуй, стоит сказать о том, что это просто некрасиво со стороны модного гиганта, претендующего на хорошую репутацию.
В августе прошлого года молодой независимый дизайнер из США Бейли Прадо подверглась такому плагиату со стороны SHEIN. Девушка рассказала об этом в серии постов в своем блоге, прикрепив фото-доказательства.
По её словам, бренд скопировал 45 придуманных ею вещей.
Топы-бандо, костюмы, шорты, платья Бейли вяжет вручную, а SHEIN сделал их на своём производстве при помощи техники. Пожалуй, это главное различие, которое можно заметить. К сожалению, таким дизайнерам фаст-фэшн бренд не отвечает на обвинения никак. Остаётся только рассчитывать на поддержку аудитории.
Bailey Prado Shein
Bailey Prado Shein
Bailey Prado Shein
И действительно, таким гигантам как SHEIN просто некогда разбирать подобные возмущённые письма, слишком много других дел.
Копии дизайнов отшиваются буквально за несколько дней.
Речь идёт даже не о неделях, как в случае с такими брендами, как Zara. Темпы роста модного гиганта действительно стремительные. В прошлом году SHEIN выпустил около 6 239 единиц различных товаров всего за ОДИН ДЕНЬ.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА FAST-FASHION
Кстати, о производстве товаров компанией. Что не так с ним?
Прошлогодний отчет группы по надзору за трудовыми ресурсами Public Eye предоставил данные, из которых становится ясно, что SHEIN пользуется услугами временных фабрик.
И всё бы ничего, но условия, в которых работают люди, собирая очередную копию модного дизайна за копейки ужасают.
Процесс работы на фабрике в Гуанчжоу
Экспертиза некоторых детских товаров SHEIN показала уровень свинца превыщающий норму почти в 20 раз. Стоит знать, что он может вызвать повреждение мозга, сердца и других жизненно важных органов, а стирка таких вещей вредна для экологии. Вредные вещества в конечном итоге загрязняют мировой океан и убивают его обитателей.
- на производстве нет аварийных выходов и зарешеченных окон
- некоторые сотрудники на шести объектах в Гуанчжоу работают по 75 часов в неделю
- часто получая только один выходной в месяц
- это нарушает местное трудовое законодательство Китая, в котором указано, что максимальный рабочий день должен составлять 8 часов, при которых получается 40-часовая рабочая неделя. Да, это почти в два раза больше
Фабрика в Гуанчжоу
К сверхурочной работе сотрудников фабрик побуждает сдельная система оплаты труда. Получается, что во многом именно от количества проделанной работы будет зависеть и прибыль людей. К сожалению, только так они могут получить достойную заработную плату. Это подчеркивает безразличие компании к людям.
Reuters тоже провели своё расследование, в ходе которого выяснилось, что представленная SHEIN информация в разделе «Социальная ответственность» о том, что компания не использует детский или принудительный труд, на самом деле не подтверждена.
Единственным доказательством сертификации фабрик было упоминание сертификата от Международной организации по стандартизации (ISO). Который в итоге не был найден.
Думаю, вы догадываетесь почему? Какая сертификация может быть у такого предприятия.
ПОЗОРНЫЙ ПИАР
Слабо верится, конечно, видя такое количество доказательств в расследованиях авторитетных мировых информационных агентств, но что если и правда SHEIN, как и говорил о себе ранее, действительно не имеет так много денег для содержания предприятий и заботы о собственных сотрудниках?
Да, всё могло казаться вполне правдоподобным, если бы не тот факт, что на красивый пиар компания как раз таки и не жалеет средств, покупая модных лидеров мнений.
Лана Дель Рей в платье SHEIN на премии Variety Hitmakers
Ориентируясь на мировую аудиторию, компания устраивает виртуальные концерты с поп-звездами. Кэти Перри и Lil Nas X, кстати, в них поучаствовали.
А также SHEIN активно работают с блогерами и продвигаются в TikTok. Там уже можно найти более 3 миллионов видео по хештегу #SHEINHAUL. Блогеры тратят сотни долларов на маркетплейсе и затем показывают свои покупки подписчикам.
Очень иронично, кстати, выглядит и реалити-шоу «Shein Design Competition» с Хлое Кардашьян, дизайнером Кристианом Сириано и многими другими. Бренд так хочет помочь молодым талантам и дизайнерам. Хотелось бы верить, что это их просто задело обвинение таких как Бейли, но я сильно сомневаюсь. Выглядит как очередная попытка закрыть глаза на такую мелочь, как обвинение в плагиате.
ЭПОХА ПОТРЕБЛЕНИЯ И НЕЭТИЧНЫЙ МАРКЕТИНГ
Летом 2020 журналистка Хадиджа Ризви пожаловалась в своём блоге на то, что нашла в разделе «декоративные товары» мусульманский молитвенный коврик, а правозащитная организация Stop Antisemitism потребовала убрать из продажи подвеску в виде свастики и изображение афроамериканского мужчины в наручниках на чехле для телефона.
Не беда, SHEIN всем рассказал о том, что не допустит подобных ошибок, и, на самом деле, имел ввиду мирный символ и просто хотел поддержать движение Black Lives Matter.
Молитвенные коврики и подвеска - свастика SHEIN
Оправдывает это бренд или нет, каждый решает для себя, но лично меня очень настораживает то, что количество потребления становится важнее качества.
Особенно, когда это приносит вред нашему здоровью и экологии.
Сложно оставаться в стороне, когда такие компании как SHEIN, BOOHOO и Fashion Nova обманывают покупателей и используют самый низкооплачиваемый труд, прикрываясь красивыми лозунгами о заботе и занимаясь гринвошингом.
Всё это больше похоже на хорошо оплачиваемое преступление. А инвестировать в него или нет — личный выбор каждого.