ПЕРЕПОТРЕБЛЕНИЕ: КАК МОДА ВЛИЯЕТ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

ПЕРЕПОТРЕБЛЕНИЕ: КАК МОДА ВЛИЯЕТ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ

Нам всегда чего-то не хватает для счастья. Как и для идеального гардероба. Вот ещё бы одно платьице, а потом сумочку, ну и кардиган не помешает… Знакомо, девчонки? ;) 
 

ШОПИНГ ВМЕСТО ПСИХОЛОГА?

Нас подгоняют распродажи, новые коллекции и ещё одни туфли вон у той красотки из Instagram. Мы всё ещё верим, что новая шмотка сделает нас счастливее, хотя чаще всего всё происходит с точностью до наоборот.

Глянцевые журналы вот уже много лет твердят нам: любые душевные недуги лечатся шопингом.

Даже термин используют: «шоппинг терапия». Конечно, приятно взять в руки красивый пакет и выйти из магазина с чувством победителя, но как долго длится эта эйфория? 

быстрая мода

Учёные подсчитали, что около 90% покупок человек совершает импульсивно, под влиянием эмоций. 

Покупки – один из самых простых способов доставить себе удовольствие, почувствовать себя более значимым, успешным, любимым. 

– "Чем вы хотите себя порадовать?" - спросил меня недавно консультант в магазине обуви. И как он прав! Мы приходим не купить необходимую нам пару сапог, а побаловать себя, получить дозу внимания и эмоции.

Что здесь плохого, спросите вы?  Купили, кайфанули и пошли дальше!

А то, что это - сублимация. Подмена и игнорирование истинных потребностей нашей души. Эффект от шопинга краткосрочный. Мы понимаем, что пустота внутри остаётся, а деньги тратятся, да и в шкафу какая-то неразбериха. От этого становится ещё хуже.

Ониомания – непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, ради удовольствия от самого процесса покупки. 

А ещё многие не знают для чего и зачем они здесь. Отсутствие смысла жизни, глобальной идеи существования человек компенсирует вещами. Материальное благополучие должно принести счастье, но его нет. 

Общество, реклама, соцсети создают у нас в сознании образ успешного успеха. Заработанные деньги нужно потратить. Нужно иметь то, что есть у красотки в рекламе, тогда и я буду такой же счастливой, как и она. Красивая картинка формирует не только наши вкусы, наше видение идеальной жизни, но и наши страхи. Мы боимся не соответствовать, боимся показаться смешными, показаться хуже, чем мы есть.

Почувствовав ту самую пустоту и бессмысленность, впору разобраться в себt, отдохнуть, послушать тишину и услышать свои настоящие желания, настоящие мечты, которые могут быть совсем не про деньги.

Шопинг никогда не заменит работу с психологом, как и самый хороший психолог не решит проблем с вашим гардеробом.
 

СКОЛЬКО ВЕЩЕЙ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НАМ НУЖНО?

Последние лет десять ученые твердят: человечество становится заложником перепотребления. Мы слишком много покупаем, едим, развлекаемся, получаем информации. Нам столько не нужно, в конце концов такое обилие даже вредно, но маркетологи продолжают внушать, что чем больше, тем лучше.

быстрая мода

Попадая под эту лавину, человек защищается, не усваивает, не успевает переварить, в итоге недополучая самого необходимого. Дефицит при излишке, грустный парадокс. Здесь, как и во многих сферах, работает закон Парето: из имеющихся у нас вещей мы используем только 20%, остальное служит подтверждением нашей значимости, иллюзией удовлетворенных потребностей.

Вернёмся к одежде. Что же происходит с ней? В обществе перепотребления она производится и покупается в излишке и не ценится людьми. 

быстрая мода

Ещё до того, как мы увидели очередные брюки в магазине, они уже оставили след на нашей планете. По информации Green Peace ежегодно в мире производят 2 млрд джинсов. Для производства одной пары требуется около 45 литров воды и примерно 3600 литров на партию. Прибавьте к этому тонны красителей, которые необходимы, чтобы получить тот самый цвет, и которые загрязняют почвы и грунтовые воды.

Ежегодно в мире производится 400 млрд м2 ткани, 60 млрд из них сразу же идут в утиль – это обрезки и текстильные отходы. Из ежегодно продаваемых 80 млрд предметов одежды, три четверти отправляется на свалку. И лишь четверть идет на переработку. 

Вот отличный ролик о жизненном цикле простой белой футболки.

Если ещё 20 лет назад модные дома выпускали 2 коллекции в год, то сегодня некоторые ритейлеры умудряются отшить больше 50-ти. Этот феномен получил название «быстрая мода». Быстрое производство, быстрые продажи, быстрое потребление.

Сколько и каких нам нужно вещей? Я уверена, что нет единого верного ответа, как и нет двух одинаковых людей.

В мире, до краев наполненном шумом, как никогда важно уметь слышать себя, отличать свои желания, от того, что мы должны хотеть по мнению окружающих.
 

ОСОЗНАННЫЙ ШОПИНГ

Некоторые, задумавшись о неумеренности своего потребления, перестают покупать новую одежду вовсе. Секонд-хэнд и другие барахолки вполне могут снабдить желающих всем необходимым. Другие решают, что не будут оплачивать рабский труд бангладешских швей и шьют одежду самостоятельно.

Я не люблю крайности. Ведь все мы взрослые люди, и понимаем, что наша одежда – это больше, чем шкура первобытного человека. Хотя что-то общее, несомненно, осталось ;)

Кроме естественной потребности в защите и тепле, одежда, так уж сложилось, признак статуса, принадлежности к определенному кругу. 

По одежде мы узнаем докторов и стюардесс, отличим преуспевающего бизнесмена от официанта. Мы одеваемся, чтобы выглядеть соответствующе своему месту, должности или своим амбициям.

Мы ведь не прекращаем ездить на автомобиле, хотя это и вредит атмосфере, но мы можем сделать так, чтобы минимизировать этот вред. Так и с вещами, мы не можем перестать их покупать, но научиться это делать разумно под силу каждому. 

А ещё все мы очень разные. Кто-то хочет покупать новинки с подиумов каждый месяц, чтобы модничать, как того просит его душа. А кто-то выбирает новый плащ так, чтобы он оставался актуальным минимум лет пять ;) Ну какие тут могут быть правила?

керри бредшоу

Единственное, в чём я точно уверена, что и тем, и другим необходим хороший вкус. Прививка, которая убережет от неудачных покупок. Логика, которая даже на распродаже позволит найти жемчужину, а не «о, боже, где были мои глаза!».

Вы знаете, где получить эту прививку ;) В моей школе хорошего вкуса мы два месяца тренируемся, учимся и знакомимся с самими собой и своими потребностями. После обучения девчонки точно могут употреблять модное нынче слово «осознанный» в отношении шопинга.

«Покупайте меньше, выбирайте лучше, используйте дольше». Вивьен Вествуд, модельер.


 

НА СВАЛКУ ИЛИ НА ПЕРЕРАБОТКУ?

Сегодня забота об окружающей среде стала своего рода модой. Озаботившись излишним потреблением, мы несём вещи на переработку, а бренды выпускают органическую одежду и вещи из переработанных материалов.

Один из гигантов масс-маркета, шведская компания H&M, позиционирует себя как бренд, стремящийся минимизировать вред природе. Компания даже запустила «осознанную» линейку одежды, обещает сокращать вредные вещества при производстве и принимает старые вещи, выдавая в замен скидку на покупки. Скидку на такие же одноразовые вещи, которые вы через полгода принесёте для утилизации.

Однако, из всех вещей, собранных в магазинах, только 1% идёт на переработку. Где же всё остальное? Впридачу к скандалу, который разразился из-за этой информации, шведские СМИ выяснили, что H&M сжигает больше 15 тонн новой одежды в год. Компания объяснила, что делает это в интересах покупателей, избавляя их от брака и одежды с опасным содержанием вредных веществ. 

Я не устану повторять, что мода – это, прежде всего, многомиллионный бизнес. И пока самое важное здесь – доходы. Мы можем сколько угодно закатывать глаза и кричать об этичности, но данный факт стоит принять как данность.

Что же можем сделать мы, чтобы не пополнять свалки не загрязнять планету? Для начала научиться покупать осознанно  и с холодным рассудком. С уже использованными вещами могут быть варианты. Если одежда в хорошем состоянии, её можно отдать или продать. Я, например, устраивала в прошлом году гаражную распродажу, где многие девчонки нашли себе обновки.

Можно устроить с подружками вечеринку, на которую вы принесёте всё то, что не носите, и обменяетесь вещами.

Сегодня множество мест и организаций, которые с радостью возьмут вашу одежду на переработку, перепродажу или для помощи другим людям. Вот лишь некоторые из них в Москве.
 

КУДА ДЕВАТЬ НЕНУЖНЫЕ ВЕЩИ

Приедут, заберут, а некоторые ещё и вознаграждение за доброе дело дадут;) 

В H&M все еще принимают вещи, можно рискнуть и отнести их туда.

Сдать одежду можно в Monki и детских магазинах.

Можно найти ближайший центр социального обслуживания и отнести вещи туда. Всегда рады одежде и обуви в хорошем состоянии благотворительные организации и храмы.

Удачного шопинга, girls!

И пусть осознанность сопутствует вам не только в магазинах:)

Все статьи Татьяны
Назад в раздел
Популярные мероприятия
создай свой гардероб-конструктор
Старт 17 января
Базовый курс
ВАМ ТОЖЕ МАЛО БАЗОВОГО ГАРДЕРОБА?:)
Старт 17 января
Продвинутый курс