МОДНЫЕ МАСКИ: НОВЫЙ АКСЕССУАР В НАШИХ ГАРДЕРОБАХ ЭПОХИ КОРОНАВИРУСА
25.05.2020
Неожиданно для всех главным символом 2020 года стали маски для лица.
Если в будущем люди будут изучать исторические события, то иллюстрацией для нашего времени станут именно медицинские маски, без которых сейчас невозможно представить ни один выпуск новостей или статью, касающихся коронавируса.
Пандемия Covid-19 установила свои правила и в модном мире. К выпуску хирургических и медицинских масок подключились и модные бренды, которые объединились в стремлении помочь человечеству побороть эпидемию, охватившую весь мир.
Компании перепрофилировали производство для создания масок, которые потом были переданы на благотворительность или отправлены в медицинские центры и больницы, где помогают больным коронавирусом. И это не просто слова.
Еще в начале апреля Louis Vuitton перепрофилировал несколько ателье Дома по всей Франции для производства сотен тысяч масок, которые они безвозмездно отправляют медицинским работникам по всей стране.
Такое же волонтерское производство развернули и в Диор в их ателье во французском городе Редон, где до пандемии производилась одежда для детских коллекций Baby Dior.
На фабрике Prada началось производство медицинских комбинезонов и масок для медицинского персонала Италии по просьбе властей Тосканы.
А концерн Kering (владеет брендами Gucci, Balenciaga, Bottega Veneta, Saint Laurent) объявил, что теперь швейные фабрики, где производится одежда Balenciaga и Yves Saint Laurent, начинают шить маски для врачей.
Американские фабрики по производству кроссовок New Balance тоже переквалифицировались. И теперь тоже работают над производством масок для больниц. На сайте компании даже появился новый слоган: «Делали обувь вчера, делаем маски сегодня».
Скандалы, интриги, расследования
И конечно, несмотря на все вышеперечисленное, всегда есть и вторая сторона медали. Безвозмездное производство масок, волонтерство – это всё, конечно, прекрасно, но нужно же позаботиться и о своих клиентах.
Модным брендам, как и любому другому бизнесу, нужно зарабатывать. И если раньше главным объектом прибыли была одежда и аксессуары, то сейчас – маски.
Их стали выпускать практически все. Исключением не стали и люксовые марки: Heron Preston и Marcelo Burlon предлагают сделать маску частью модного образа. Но на том же Farfetch эти аксессуары уже давно распроданы, поэтому наблюдать за ними приходится лишь в аккаунтах соцсетей известных модников и звезд стритстайла.
И тут стоит напомнить, что такая декоративная маска не защищает ровным счетом ни от какого вируса. Это просто аксессуар. А в условиях нового времени – еще и предмет хайпа.
Heron Preston
Bape
Marcelo Burlon
Например, шелковая маска от Fendi с фирменным принтом бренда стоит без малого 15 000 рублей. И уже полностью распродана. Но так ли должна выглядеть поддержка своих клиентов в трудное для всей планеты время?
Под огонь критики попал также бренд Boohoo, который выпустил коллекцию масок с надписями 'If you can read this, you’re to close' или 'Eat, Sleep, Isolate, Repeat'. Это очень не понравилось медицинским работникам Великобритании, которые обвинили компанию в стремлении наживаться на горе других (многие страны страдают от резкого недостатка средств защиты: масок, халатов, перчаток). Boohoo быстро сняли аксессуар с продажи и принесли свои извинения.
Boohoo
Любимцы хайпбистов Off-White выпустили маски по цене 50 долларов за штуку, которые поклонники начали раскупать, как горячие пирожки. Справедливости ради отмечу, что так в принципе происходит со всеми товарами от этого бренда. Так вот эти же маски позже появились на Farfetch, правда по цене 1000 долларов. Покупатели, естественно, возмутились и устроили магазину настоящую травлю в соцсетях. В результате руководство площадки приняло решение изъять товар из ассортимента, и теперь их там нет. Ну и на этом спасибо.
Быстро среагировала на ситуацию Ким Кардашьян, которая сшила маски для лица в нескольких оттенках ткани (очевидно, сделав это из обрезков, которые остались от трусов Skims). После рассылки клиентам о закрытой распродаже комплекта из 4-х масок за 25 долларов, меньше чем через час, коллекция была sold out.
Конечно, Ким получила изрядную волну хейта от поклонников за то, что «наживается на ситуации». И всем уже было все равно, что до старта коллекции она пожертвовала 10 000 масок медицинским работникам.
Масочный режим
Интересно, что для Европы, Америки и России ношение масок дается с трудом, тогда как масочный режим в Азии – дело вполне себе обычное. Оттого на Неделе моды в Милане, – в период, когда коронавирус стал активно распространяться в Италии, – первыми в белых масках на улице появились именно жители Азии. И тому есть несколько причин.
Во-первых, страны Юго-Восточной Азии уже сталкивались с распространением коронавируса. В 2002 году эти страны боролись с вирусом SARS-CoV, характеризующимся атипичной пневмонией. Тогда эпидемия длилась 8 месяцев, и больше всего от нее пострадал Гонконг.
В стране ввели обязательный масочный режим, который позже стал привычной нормой жизни.
Вторая веская причина, почему в азиатских странах даже до пандемии медицинские маски были нормой, – загрязнение воздуха. Южная Корея, Япония и Китай не могут похвастаться качеством воздуха. Эти страны часто накрывает ядовитый смог, состоящей из мелкой пыли, которая оседает в легких. Поэтому маски с фильтрами стали необходимым аксессуаром, вроде зонтика, который каждый житель этой страны берет с собой, если того требует состояние воздуха.
Такая вынужденная мера сказалась и на культуре. Маски успели стать частью повседневных образов и моды.
В Японии и Южной Корее люди надевают маски, если хотят скрыть лицо без макияжа, после бурной вечеринки или раннего подъема утром. Там уже никто не обращает на вас внимание, если вдруг вы появитесь в маске в метро, кафе или торговом центре.
Японцы и вовсе сделали маски главным аксессуаром в своих нестандартных и эпатажных нарядах. Они сами украшают простые тканевые маски вышивкой, стразами и патчами, которые подбирают к своим лукам.
Модный аксессуар
Компании и бренды создавали маски и делали их частью своих коллекций задолго до того, как это стало необходимостью.
Первый, кого просто нельзя не вспомнить, это Александр Маккуин. Который, кстати, и сам любил появиться на публике в маске. Но не ради защиты, а ради красоты.
А закрывать лица своим моделям масками он начал еще в начале нулевых. Иногда это были даже не маски, а целые шлемы. Но суть от этого не менялась – закрывая лицо модели – он превращал ее в неземное существо, тайну которого не так просто разгадать.
2002, 2006
2007, 2009, 2009
В начале распространения пандемии многие вспомнили коллекцию Louis Vuitton 2008 года с медсестрами в стильных полупрозрачных масках с логотипом марки. Тогда на подиуме их представили Наталья Водянова и Наоми Кэмпбелл.
Конечно, Louis Vuitton не единственные, кто показывал маски на подиуме.
Экраны и маски Gucci делали еще до того, как это стало мейнстримом.
Gucci, февраль 2019
А коллекции дизайнера Ричарда Куинна в принципе включают в себя полностью закрытое тканью женское лицо.
Ричарл коллекцией осень / зима 2020
Правда никому из вышеперечисленных сделать маску настоящим трендом пока не удавалось.
Интересно, что в прошлом году Marine Serre практически предсказала моду будущего, сделав маски неотъемлемой составляющей осенне-зимней коллекции. И на подиуме модели появились не просто в кусках шелка или шифона – дизайнер объединила усилия с известной компанией Airinum, производящей качественные маски с фильтрами. Как рассказывают представители бренда, их основная цель – создавать все условия для комфортной жизни людей, которые должны дышать чистым воздухом, где бы они не находились.
Marine Serre осень-зима 2019/20
Звездный тренд
Тренд носить маску быстро дошел до селебрити. Хотя были и те, кто носил маску задолго ДО.
При жизни Майкла Джексона было сложно представить без маски на публике. Он носил ее всегда. Вокруг этого аксессуара строились целые теории – зачем он ее надевает.
Версий было несколько. Первая - с помощью нее он защищался от инфекций, так как после стольких операций его иммунитет снизился.
Вторая – отваливающийся нос (опять же, из-за операций).
И третья – на мой взгляд, самая правдоподобная — маска певцу нужна была для того, чтобы к его персоне не угасал интерес поклонников и прессы. Поэтому закрытое лицо стало его любимым приемом.
Разумеется, сегодня селебрити и другие публичные личности вынуждены надеть маску не ради красоты или хайпа. Знаменитости активно призывают всех оставаться дома, тщательно мыть руки, участвуя в челленджах TikTok, а также носить маски и перчатки в общественных местах.
Еще зимой все чаще медицинские маски с фильтрами начали носить модели, инфлюенсеры и знаменитости, которые путешествовали по всему миру для работы. В своих социальных сетях они делились фотографиями, вдохновляя и своих поклонников воспринимать происходящее всерьез.
Белла Хадид, Гвинет Пэлтро
Наоми Кемпбелл, которая и до пандемии была помешана на чистоте, пошла дальше всех и появилась в аэропорту в настоящем костюме химзащиты. Тут уже не до красоты :-)
Но были и те, кто сделал маски модным аксессуаром задолго до появления пандемии. Эпатажные и смелые образы дополняли маской Ники Минаж, Future, Кэти Перри и многие другие.
Ники Минаж, Future
Как и упоминалось ранее, в азиатских странах маски давно стали частью повседневных образов. Особенной популярностью они пользуются среди местных селебрити. Скрыть свое лицо без макияжа от папарацци стремятся многие представители k-pop (модные корейские музыканты), поэтому тех же участников поп-группы BTS вы наверняка встретите в аэропорту именно в маске.
BTS, Blackpink
Главной поклонницей масок на Западе стала Билли Айлиш. Певица часто надевает их во время своих выступлений, подбирая аксессуар с принтом к своим ярким и безумным нарядам, а образ звезды, созданный специально для нее модным домом Gucci, в котором знаменитость появилась на «Грэмми» в этом году, стал настоящим предвестником дальнейших событий.
Эти же упомянутые ранее знаменитости решили также поучаствовать в борьбе с пандемией, выпустив свои тканевые маски в благотворительных целях. В инициативе приняли участие Ариана Гранде, The Weeknd, Билли Айлиш, BTS, Blackpink, 5 Seconds of Summer и многие другие артисты. Все вырученные от продажи масок средства были направлены в фонд MusiCares, который занимается помощью музыкантам, оказавшимся в тяжелых условиях во времена пандемии.
Что дальше?
Предсказать будущее масок пока сложно. Возможно, этот аксессуар станет частью нашей жизни, как это было в странах Азии, где даже после завершения пандемии люди продолжили защищаться от окружающей среды. Но, вероятно, если пандемия и ее последствия будут долгими, то маска станет болезненным напоминанием о тех тяжелых временах, через которые нам пришлось пройти. Оттого мало, кто захочет каждый день напоминать себе об этих темных днях, и маски отправятся в дальний ящик, который, надеемся, нам больше никогда и не пригодится.
Возможно, лет этак через 10 дизайнеры решат воскресить архивы и посвятят свои коллекции 2020 году, выпустив на подиум моделей в масках, а, может, это станет неким манифестом в борьбе за защиту окружающей среды и экологию.
А пока, нам бы самим разобраться, нужна ли нам дизайнерская маска или это пир во время чумы?