ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ С ТТ | ЛИСТ ОЖИДАНИЯ

НЕДЕЛИ МОДЫ ОТМЕНЯЮТСЯ?!

НЕДЕЛИ МОДЫ ОТМЕНЯЮТСЯ?!

Суровые скандинавы отменяют Недели моды. Швеция и Дания отказались от проведения мероприятия, ссылаясь на поиски новых подходящих форматов в тренде устойчивого развития.

В Копенгагене августовская Неделя Copenhagen Fashion Week была последней в том виде, в котором мы ее помнили до сего дня. 

Активисты движения Extinction Rebellion на London Fashion Week 2019
Активисты движения Extinction Rebellion на London Fashion Week 2019.

Протестующие против fast fashion
Протестующие против fast fashion.

Скандинавы давно известны своим разумным и трепетным отношением к экологическим инициативам. Они твердо решили минимизировать ущерб, который приносит индустрия моды природе, всеми доступными способами. Уже к 2025-2030 годам северные страны планируют существенно сократить выбросы углеводорода и быть как можно менее причастными к созданию парникового эффекта и изменению климата на планете.

Что не так с модными показами?

Как любое мероприятие, недели моды имеют свою “бытовуху” — оргмоменты, без которых просто не обойтись. И после этого бывают отходы. Одноразовые стаканчики, пластиковые бутылки, живые цветы, которые остаются после шоу, куча всякого мусора, бытового и производственного. Прибавьте сюда тонны сожженного транспортом топлива — ведь всю эту ораву участников, гостей и любопытствующих нужно как-то доставить до места. Также расходуется огромное количество электроэнергии и рабочих человеко-часов.

London Fashion Week 2019
London Fashion Week 2019.

При этом, показанные коллекции далеко не сразу поступают в продажу. Инфлюэнсеры и селебрити может и получат пару платьишек с пылу с жару, а вот в магазинах одежда с подиума оказывается несколько месяцев спустя. А там уже подоспеет следующая коллекция, и потребители начинают хотеть нового. Замкнутый круг!

Гости Copenhagen Fashion Week
Гости Copenhagen Fashion Week.

Гости Copenhagen Fashion Week
Гости Copenhagen Fashion Week.

ВСЕ, ЭТО КОНЕЦ?

Ну, не будем драматизировать. Я далека от мысли, что само мероприятие в формате Fashion Week исчезнет навсегда. Мода как явление никуда не денется, это часть ДНК человеческой культуры.

Просто все течет, все меняется.

Теперь в моду приходят молодые дизайнеры, которые уже родились в обществе, в котором есть запрос на экологичное и этичное отношение ко всему живому.
Мода останется, но изменит свой вектор, а люди, конечно, продолжат творить и продавать.

Гости Copenhagen Fashion Week
Гости Copenhagen Fashion Week.

Вот какие тренды я вижу уже сейчас, и они точно только продолжат набирать обороты во всем мире:

● Модные Дома и известные бренды вынуждены подстраиваться под требования своих подрастающих клиентов из поколения Z. Им еще иметь дело с этой публикой в ближайшие несколько десятилетий, и лучше бы прямо сейчас начинать соответствовать ожиданиям людей новой формации.

Например, Tommy Hilfiger создал закрытый (безотходный) цикл производства в программе «MAKE IT POSSIBLE». А еще они шьют одежду для людей с ограниченными возможностями и физическими особенностями.

Tommy Hilfiger

Nike опубликовал подробное руководство по дизайну замкнутого цикла. В нем есть работающие советы по всему, что касается отрасли: от выбора материалов с наименьшим экологическим следом до уменьшения остатков в производстве, советы по утилизации и разумному использованию упаковки.

Круто же? ;)

  • Молодые дизайнеры создают мини-бренды и находят отклик у потребителей. Они становятся популярны, потому что стараются поддержать местных производителей, локальную культуру и историческое наследие того места, в котором живут и работают.
     
  • Продвинутые марки масс-маркета стараются не просто следовать политике “Мы это не будем использовать”, а “Будем использовать это вместо этого” — recycle одежда из переработанных пластиковых бутылок от The North Face и Patagonia и обувь из океанического мусора от Adidas уже реальность.

  • “Зеленые” активисты – это мощная сила, которая сейчас может заткнуть за пояс многие политические движения. Их идеи находят отклик в обществе, поскольку эти организации не получают материальной выгоды, а действуют из своих побуждений, которые являются общественными, а не частными целями.
     
  • Зоозащитники типа Peta выпускают душераздирающие ролики. Сейчас уже никого не удивишь кадрами из живодерен или с меховых фабрик, люди не ассоциируют это с конкретной ситуацией, ведь они к этому непричастны непосредственно. А вот новый формат инсталляций пробирает до костей. Потому что людей просто вталкивают в историю — ты хотела перчатки из кожи питона? Смирись с тем, что его кровь останется на твоих руках. Одежда, обувь и аксессуары в бутике на самом деле только выглядят, как вещи. Внутри каждой сумочки, каждой куртки бьется сердце, шевелятся мышцы, движутся кости (разумеется, ненастоящие). Перчатки и сапожки пропитаны красной густой жидкостью. Примерила такие — и получила кровавый след от невинной жертвы моды на своей коже. Как говорится в ролике, люди часто слепы к жестокости, которая является частью этой роскоши.
  • Дизайнеры отказываются от шоу в пользу выставок. Создаются организации, которые занимаются пропагандой разумного потребления и устойчивого развития в мире моды и дизайна через конференции, паблик-токи и образовательные мероприятия. Одна из них — P A U S E Fashion Hub, площадка, которая с 2013 года занимается продвижением “зеленых” брендов, художественных выставок и перфомансов на тему экологии из разных уголков мира.

P A U S E Fashion Hub

Программа выставок и перфоманса на сентябрь от PAUSE FASHION HUB с участием 80 экологичных марок
Программа выставок и перфоманса на сентябрь от PAUSE FASHION HUB с участием 80 экологичных марок.

ЧЕМ ХОРОШИ ЭТИ ИНИЦИАТИВЫ?

Как я сказала, сами мероприятия типа Недель моды и fashion показов как факт никуда не денутся. Но если вы, как дизайнер, хотите заявить на них о себе или показать публике свою новую коллекцию, вам придется доказать свое соответствие формату. А так как экобренд за пару недель до фешнвик не состряпаешь, придется заранее переходить на принципы устойчивого развития и придерживаться их и далее. Общественность бдит, и ее не проведешь. За каждым шагом следят неравнодушные граждане и целые экодвижения, я об этом уже писала тут.

Правда, есть еще и другое мнение, ради справедливости давайте рассмотрим его.

А ЧТО НЕ ТАК?

Во-первых, мода не виновата, что ее хотят потребители. К примеру, Британский комитет по экологическому аудиту заявил, что несмотря ни на что, спрос на быструю моду по всему миру только растет.

К 2030 году мировое потребление одежды, по прогнозам, вырастет на 63%, что эквивалентно более чем 500 миллиардам дополнительных футболок. Ежегодно около 300 000 тонн одежды попадают в бытовые контейнеры, из которых около 80% сжигаются, а 20% отправляются на свалку. Один килограмм хлопка, эквивалентный весу рубашки и пары джинсов, может использовать до 10 000–20 000 литров воды для производства. Поэтому вклад быстрой моды в образование парниковых газов невозможно переоценить.

Компания Burberry Group Plc
Компания Burberry Group Plc заявила, что планирует к 2022 году сократить выбросы парниковых газов от прямых операций на 95%.

Во-вторых, ритейлеры прикрываются модным трендом на устойчивое развитие, но не раскрывают всех карт и продолжают пополнять свои магазины бесконечными коллекциями вещей, которые раз в сезон превращаются в deadstock и отправляются в печи или на свалки.

Модные Дома тоже не спешат в эконишу и, тем более, не собираются раздавать коллекции прошлых лет бесплатно или по дешевке. Ведь вся их политика строится на недоступности для широких масс и эксклюзивности. А если стоит просто подождать полгода и получить любимую сумку на 60-80% дешевле, то зачем платить сейчас?

Третья часть проблемы — цена. Чем меньше тираж, тем дороже экземпляр. Небольшие местные производства экологичных товаров, как правило, не могут выставить низкую цену. Быстрая мода хороша тем, что доступна. Не каждый может себе позволить эко одежду и обувь еще и потому, что новые технологии по переработке материалов требуют инвестиций в разработку и переукомплектовку производства. Готовы ли мы платить за это?

Четвертая — поставки. Очень сложно отследить всю цепочку поступающих на производство материалов. Только подумайте, какое количество тканей, ниток, фурнитуры используется ежедневно на фабриках по пошиву одежды. Логистика может строиться, без преувеличения, по всему миру.

Лондонский бренд Ka Wa Key, участник Copenhagen Fashion Week
Лондонский бренд Ka Wa Key, участник Copenhagen Fashion Week.

А ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Вот тут-то и пригодится влияние акул модной индустрии. Как говорится, если ты не можешь что-то предотвратить, нужно это возглавить!

Лидер экодвижения Extinction Rebellion Сара Арнольд вполне разумно высказала свое мнение:

«Модная индустрия очень способствовала созданию экологической катастрофы. Мы обращаемся к организаторам Недели моды в Лондоне, потому что они являются культурными лидерами… Им нужно предупредить людей о том, что сложилась чрезвычайная ситуация. Для нас это последняя Неделя моды. Если ее будут проводить и в следующем году, это будет означать, что мы не сможем быстро разрешить кризис».

Бренд Unravelau (Нидерланды), участник Copenhagen Fashion Week
Бренд Unravelau (Нидерланды), участник Copenhagen Fashion Week. Бренд Roma создает серьги и браслеты вручную из переплавленных старых украшений. Абсолютно безотходное производство. Участник Copenhagen Fashion Week.

И ЧТО НАС ЖДЕТ?

Как в сказке, придется выбирать из двух путей. Направо или налево? Потреблять и коня потерять или все-таки потреблять с умом и сохранить?

Теперь мода – это социальная ответственность. Не устаю повторять это девушкам, которые учатся в Школе Шопинга.

Ну, а мировая модная общественность взяла на себя ответственность за будущее нашей планеты, не побоюсь этих слов. И, кажется, дело потихоньку пошло на лад.

Например, британцы собрали под своим флагом активистов и представителей модных советов Швеции и Великобритании, чтобы обсудить один интересный вопрос — а может ли мир вообще обойтись без грандиозных показов мод в оффлайн-режиме? И можем ли мы их чем-то заменить?

Все статьи Татьяны
Назад в раздел