ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ С ТТ

КТО ТАКАЯ, ЧЕРТ ПОБЕРИ, ЭТА СОНЯ РИКЕЛЬ И ПОЧЕМУ ЕЕ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ?

КТО ТАКАЯ, ЧЕРТ ПОБЕРИ, ЭТА СОНЯ РИКЕЛЬ И ПОЧЕМУ ЕЕ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ?

Французский бренд Sonia Rykiel, отметивший свой полувековой юбилей, перестает существовать, суд отклонил кандидатуры возможных покупателей, среди которых были бывший директор Balmain Эммануэль Диемоза, а также производитель нижнего белья Etam, сочтя их финансово ненадежными.

Десять магазинов Sonia Rykiel будут закрыты, а архивы и интеллектуальная собственность — распроданы.

Но история бренда останется в книгах по искусству и в памяти приверженцев Модного Дома, благодаря основательнице, бунтарке “Рыжей Соне”, женщине, которая могла бы и не стать модельером, но тогда наша одежда была бы чуточку скучнее и… неудобнее. Неожиданно ворвавшись на олимп мировой fashion-индустрии, она сумела не только остаться там, но и стать модной легендой при жизни.

Известный музыкант Малкольм Макларен из группы Sex Pistols записал с ней в дуэте песню под названием – «Кто такая, черт побери, эта Соня Рикель?»

25 мая 1930 года в Париже появилась на свет Соня Флис — отчаянная девчонка с копной рыжих волос, напоминавших пылающий факел. В ее роду было перемешано много различной крови – русской, еврейской, румынской. Сама же Рикель считала себя «славянкой с головы до пят». Она была старшей из пяти дочерей в очень консервативной семье. В родительском доме царила возвышенная атмосфера, здесь увлекались классикой – живописью, литературой, архитектурой.

Говорить о моде и о «тряпках» считалось верхом неприличия.


Сразу по окончании школы — в 17 лет — Соня устроилась оформителем витрин одного из текстильных магазинов в Париже. В 1953-м девушка вышла замуж за Сэма Рикеля — владельца элегантного бутика одежды. Через два года у пары родилась дочь Натали, жизнь текла своим чередом.

Соня Рикель с мужем, дочерью и сыном. Соня Рикель.

Соня Рикель с мужем, дочерью и сыном 

Cвитер Cони Рикель

Появлению в мире моды нового громкого имени способствовала вторая беременность 30-летней Рикель и женское “нечего надеть”.

Соня с детства обожала различные свитера, но сейчас, будучи в интересном положении, не могла найти ничего комфортного и вместе с тем изысканного. В конце концов, муж заказал для супруги вязаный свитер из венецианской шерсти, который по ее требованию переделывали семь раз, но… заказчица так и осталась недовольна. Тогда она не придумала ничего лучше, чем сделать собственный эскиз — первый же «немодный» свитер, связанный ею для себя, без какой-либо заявки на массовость, обтягивал ее беременный живот и вызывал ужас у мужа. Зато он же вызывал восторг у всех встречающихся на её пути женщин.
Именно с этого времени у мадам Рикель и начался роман с трикотажем, принесший ей мировую известность.

"В трикотаже есть нечто загадочное и необыкновенное, – говорит Рикель. – Он дышит в ритме тела".

В 1962 году бренд Sonia Rykiel стартует с линией платьев для беременных и небольших свитеров. Именно последним суждено стать ее символом.

Журналисты, заинтересовавшиеся работами Сони, прозвали облегающие полосатые свитеры - poor boy sweater («свитер бедняка»), а начинающая певица Франсуаза Арди (совсем скоро она станет одним из главных эталонов красоты 1960-х и лицом Дома Yves Saint-Laurent) надела свитер от Сони Рикель для съемки на обложку журнала Elle. Обложка произвела фурор хотя бы потому, что в те годы модные журналы не снимали героинь cover story в вещах нарочито простых, как тот самый свитер, — появиться на обложке можно было только в haute couture.

Съемка стала звездным часом и Франсуазы, и Сони — как дизайнера.

Франсуаза Арди  на обложке журнала  “ELLE” в свитере от Сони Рикель, 1963 год.Одри Хепберн.


Франсуаза Арди на обложке                                                                                   Одри Хепберн
журнала “ELLE” в свитере
от Сони Рикель, 1963 год

Вскоре Одри Хепбёрн купила у Сони дюжину полосатых свитеров, а среди клиенток появились Катрин Денев и Бриджит Бардо. Пройдет еще несколько лет и среди подруг и клиенток Рикель окажутся такие звезды, как Анук Эме, Фанни Ардан, Изабель Аджани и Жанна Моро.

«Работа дизайнера упала на меня, как снег на голову, — признавалась Соня. — Это было случайностью. Первые десять лет я говорила себе: «Завтра я с этим покончу».

Первый бутик Sonia Rykiel

1968-й ознаменовался для Сони не только разводом с мужем, но и открытием своего первого бутика в богемном квартале Парижа — Сен-Жермен-де-Пре — неофициальной столице философов и писателей.

В эти дни «буржуазные» бутики громила и топтала бунтующая молодежь. И лишь магазин Сони Рикель не пострадал. То было поистине народное признание: в ее одеяниях угадывался не только безупречный шик, но сама душа мятежного Парижа, дух бунтующей толпы — хулиганский, соблазнительно-естественный и спонтанный. Дух свободы. Не вечерние платья, а широкие брюки из трикотажного полотна, свободные кардиганы из ангоры, открытые топы и береты предлагала дизайнер своим молодым клиенткам. Она сумела существенно осовременить трикотажные изделия и сделать их не дополнением к гардеробу, а его базой.

Начиная с 1970-х годов, бренд Sonia Rykiel стал неотъемлемой частью Недели моды в Париже. Несмотря на то, что Соня считала себя дилетантом, после смерти Коко Шанель и закрытия магазинов Беленсиага, бренд Sonia Rykiel занял все лидирующие позиции fashion индустрии Парижа.

Первый свитер со словом sensuous (чувственный) от Sonia Rykiel появился в 1971 году.

Даже в самых смелых фантазиях модницы 70-х не могли представить себя в свитере с дерзкой надписью. Тем не менее именно эта вещь стала одной из основных тенденций того времени. И, стоит заметить, до Рикель на такой смелый шаг не решался ни один кутюрье.

Рикель использовала цветные принты и надписи на одежде, привнося в них смысл, юмор и иронию, “Звезда” – по талии облегающего свитера, “Опера” – по линии декольте, “Очень важная персона” – по подолу короткой черной юбочки и “Черное – красиво” на черном свитере.

Sonia Rykiel 1972 год.

Sonia Rykiel 1971 – 1973 год

Ее наряды будут эпатажными, яркими, ни на что не похожими. В отличие от других дизайнеров, Соня не делила моду на «классическую» и «молодежную»: она считала, что все женщины вправе носить то, что им нравится, независимо от возраста.

«Девочкам нравится яркое, девочки хотят показать, как они счастливы».

Соня делала ставку на ярко-розовый цвет, любила пайетки и кружева. Благодаря ей в моду вошли кюлоты – соединявшие элегантность юбки и свободу движения брюк. Она подарила женщинам пиджаки в узкую полоску, которая до того украшала мужские жилеты. Особое внимание дизайнер уделяла верхней одежде, выполненной из искусственного меха или тонкой шерсти, ее утонченному крою и объемному силуэту.

Рикель всегда утверждала, что самое важное и сложное в ее работе – подбор цветовой гаммы. Кутюрье объездила много стран в поисках подходящей расцветки для образов, но музами для Сони часто становились и простые женщины, которые окружали ее в повседневной жизни.

Soniy Rikiel 1989 год

Sonia Rykiel 1989 год

«При помощи своих коллекций я рассказываю историю о современной женщине. Женщине, у которой есть свои желания и амбиции, которая может совместить свою карьеру и семейную жизнь. Кто такая – женщина Рикель? - Это женщина с переброшенной через плечо сумкой, которая всегда двигается вперед, держа при этом по ребенку на каждой руке»

В 1972 году Соню Рикель назвали “королевой трикотажа”. Этим титулом ее наградило издание Women’s Wear Daily, американцам сильно приглянулась неуловимая сексуальность бесполо-бесформенных моделей, теперь творения Сони Рикель стали продаваться в таких ведущих и задающий тон моде универмагах США, как Хенри Бендел [Henry Bendel] и Блумингдале [Bloomingdale] в Нью Йорке. Её свитера с высокой проймой стали сенсацией для обеспеченных и худых женщин, придавая им неподражаемый шик. К этому времени объем продаж в Америке достиг 2 млн долларов.

В общем, у Sonia Rykiel было все, из чего делается большой бренд: хорошее название, собственный дизайнерский почерк, своя фирменная вещь — тот самый свитер в полоску, оказавшийся не менее узнаваемым, чем плащ Burberry или жакет Chanel.

Соня очаровала женщин со средним достатком, открыв им глаза на аксессуары.

“Ведь даже если у вас всего несколько вещей, но есть пояса, шарфы, платки и перчатки, можно с их помощью каждый день создавать новый образ.”

Так что постепенно под маркой «Соня Рикель» начали выходить и сумки, очки, постельное белье, бижутерия. И, конечно, парфюмерия — ведь завершающий штрих в женском наряде — это именно аромат. Многие ароматы шли во флаконе в форме пуловера с короткими рукавами — фирменного знака модного дома Sonia Rykiel.

Антимода Sonia Rykiel

После эры свитеров, которые все равно так или иначе останутся в ДНК Sonia Rykiel, наступает время антимоды. Сама Соня называла это свое изобретение demode.

Фантазия дизайнера поражала от сезона к сезону. Мир моды взрывает ее ход «от противного» − деконструированные вещи швами наружу, без подкладки, неокаймленные, косой и ассиметричный крой, неровные подолы – все что до этого, как нечто неприличное, тщательно скрывалось, выворачивается наружу…Как говорила Соня – она старается сделать одежду – второй кожей, которую ты не ощущаешь, и которая доставляет тебе удовольствие и комфорт. Каждая коллекция дизайнера получала красивое название, в основном поэтическое: «Вечерние грезы», «Алый поцелуй». Это так понравилось другим дизайнерам, что они переняли идею.

«Я хотела показать ту сторону, что прилегает к коже, — она красивее. Швы, повторяющие форму тела, — это как своды храма…»

Показ Sonia Rykiel

Показ Sonia Rykiel 

«Я ничего не знала и поэтому делала всё, что хотела, — вспоминала дизайнер. — Я не слушала никого. …Когда, к примеру, шёл дождь, я придумывала плащ. Когда было холодно, я делала пальто. Я следовала своим инстинктам».

Журналисты между собой называли Соню «Коко Рикель» и одной из двух главных модельеров-феминисток XX. Ведь вслед за легендарной Габриэль Шанель, она пыталась освободить женщин от неудобных вещей и всего того, что сковывает движение и волю.

Сегодня нам кажется, что твид и жемчуг противоречат всем понятиям комфорта, а коллекции Chanel не назовешь повседневными. Видимо, так подумала и Соня, когда начала создавать одежду для женщин нового поколения. Они отказывались от “кутюра на каждый день”, который так любили их матери и бабушки, носили джинсы вместо платьев и ценили комфорт превыше всего. Одновременно спортивная, сексуальная и современная, но неизменно французская.

«С самого начала у меня не было страстного желания «делать моду», но мне хотелось следовать женщине, которая мне нравится. Интеллектуалка, немного странная, порой смешная, серьезная… женщина для мужчин, женщина для детей, женщина для любовников… она любит литературу, живопись, вечеринки, жизнь… И сезон за сезоном я лишь писала ее историю».

Черный цвет 

Соня Рикель реабилитировала черный цвет, который испокон века считался уместным лишь во вдовьих нарядах. То есть сначала, конечно, пришла Великая Шанель и подарила миру вечернее «маленькое черное платье». А за ней Великая Рикель превратила «вдовий панцирь» в «слепящую тьму»: одела женщин в трикотаж «чернее августовской ночи» — на все случаи жизни. Соня Рикель любит черный цвет и надевает его очень часто. В одном из интервью, сестра Сони позже расскажет – черный цвет Рикель выбрала своим фаворитом не случайно, ее сын родился слепым.

Обложки журналов со свитерами от Sonia Rykiel

Обложки журналов со свитерами от Sonia Rykiel

Убежденный последователь идеи универсальности и доступности одежды, Соня Рикель работает с 1974 года над коллекциями для каталога продажи по почте «3 Suisses».

В 1975 году Натали Рикель, дочь Сони, стала моделью модного дома, а спустя несколько лет придумала первую коллекцию – детскую. После этого Натали стала трудиться на благо семейного бренда. Второй муж Натали, Симон Берштейн, также стал важной частью модного дома. Он занял пост вице-президента ее компании и возглавил международное направление.

 В 1982 году Соня Рикель создает интерьеры для гостиницы «De Crillon». Hotel de Crillon

В 1982 году Соня Рикель создает интерьеры для гостиницы «De Crillon».
Hotel de Crillon

Соня Рикель с дочерью часто обедают в кафе Café de Flore, там они раз за разом выбирают Клаб-сэндвич и всегда просят убрать хлеб. Владелец кафе так проникается шикарной рыжеволосой женщиной, что даже создает сэндвич без хлеба, который назвает «Le Club Rykiel».

Самая элегантная женщина мира

Таблоиды обожают Соню за ее изысканный вкус и в 1980 году ей присуждают звание «Самая элегантная женщина мира». Она вдохновляет писателей, режиссеров, художников, «гуру» поп-арта Энди Уорхол, нарисовал знаменитый ее портрет.

О ней написано много книг, в том числе роман «Когда нет красного, она надевает черное». Именем Сони Рикель назван сорт алых роз с дурманяще-сладким запахом.

Твоя одежда — твои взгляды. Тебя не поймут, если в деловом костюме будешь рассуждать о любовной интрижке соседа, а в прозрачном платье критиковать правительство. Одежда должна быть продолжением мыслей.

Соня Рикель в объективе Энди Уорхола

Соня Рикель в объективе Энди Уорхола

Помимо дизайна Рикель пробует свои силы в эпистолярном жанре — и небезуспешно. В 1979 году вышел ее первый роман «И я ее хотела видеть обнаженной» – размышления о моде, любви, о себе самой. Она работает модным обозревателем в журнале Femme.

Выпускает сборник рассказов для детей Tatiana-Acacia, который она создала для своей внучки Татьяны. В общей сложности она написала 12 книг. Соня Рикель выпустит ироничный эротический роман «Алые губы», рассказывающий, по ее собственным словам, о «любовном треугольнике между женщиной, мужчиной и свитером».

Неутомимая Рикель организовывает выставки, занимается танцами, участвует в общественной жизни. Соня — кавалер ордена «Почетного легиона», кавалер ордена Литературы и Искусства.

Несмотря на отсутствие профильного образования, Соня возглавила Синдикат Высокой Моды и продержалась на этом посту более двадцати лет.
А еще Соня — страшная сладкоежка. И поэтому превыше всех регалий гордилась титулом Почетного члена «Клуба любителей шоколада» — черного, разумеется.

За что бы не бралась Соня, все получается со свойственным ей блеском.
в 1984 году была создана линия детской одежды, а в 1987 косметика для японского рынка Sonia Rykiel Night & Day.

Детская коллекция Sonia Rykiel

Детская коллекция Sonia Rykiel

Наследие

В 1989 году дочь Сони Рикель Натали открывает собственный брэнд Inscription Rykiel.

В 1990 году был открыт новый магазин на бульваре Сен-Жермен и запущена линия мужской одежды Rykiel Homme, за которой последовали обувь и аксессуары в 1992 году

В 1995 году Рикель назначила на пост генерального и арт-директора дома Sonia Rykiel свою дочь Натали.

Соня Рикель с дочерью Натали, 1985 год

Соня Рикель с дочерью Натали, 1985 год

Изделия от Рикель можно увидеть не только в магазинах и музеях, но в кинематографе. Помните знаменитую сцену приезда Керри в Париж из сериала «Секс в Большом городе»?

Полосатый парижский ансамбль главной героини стал настоящим воплощением смелости и отменного вкуса. Именно в этом черно-белом наряде, созданном Соней Рикель, счастливая Кэрри блистала в кадре на фоне Эйфелевой башни.

Кэрри Бредшоу, образ от Sonia Rykiel
Кэрри Бредшоу, образ от Sonia Rykiel

Покупка первой леди США пластикового пояса Sonia Rykiel в свое время очень растрогала дизайнера.

Покупка первой леди США пластикового пояса Sonia Rykiel в свое время очень растрогала дизайнера.

От дел глава компании отошла в 2007 году. Когда Натали официально заняла пост президента Sonia Rykiel, тогда же мир узнал о недуге «королевы трикотажа», который она называла P de P (Putain de Parkinson, то есть «Чертова болезнь Паркинсона»).

Соня Рикель с дочерью Натали в 2008 году

Соня Рикель с дочерью Натали в 2008 году

В 2008 году, когда бренд отмечает сорокалетие, к созданию коллекции привлекают большое число именитых дизайнеров. Вивьен Вествуд, Жан-Поль Готье, Джорджо Армани, Карл Лагерфельд и другие наряжают моделей в большие рыжие парики, напоминающие каре Рикель. Ее образ запечатлеют в аппликациях и принтах. Всем запомнилась модель в рыжем парике с огромными спицами в руках — на ходу она будто довязывала свое шерстяное платье.

Платье, созданное Жан-Полем Готье. Показ в Париже,  2008 год

Платье, созданное Жан-Полем. Показ в Париже, 2008 год
Готье в честь 40-летия марки

Юбилейный сезон завершился последним рывком, когда в 2009-м Sonia Rykiel сделала, как тогда было положено, коллаборацию с H&M: коллекцию женского нижнего белья в современном и ретро-стиле из атласа и шелка, а в 2010 году сотрудничество повторилось в виде коллекции женской одежды, обуви и аксессуаров Sonia Rykiel for H&M.

Sonia Rykiel для H&M

Sonia Rykiel для H&M

Sonia Rykiel для H&M

Sonia Rykiel для H&M

Масс-маркет уже диктовал новые правила. Sonia Rykiel создавалась как семейная компания с философией независимого бренда и чувством вкуса; но французская мода уже перешла в режим глобального бизнеса, где нельзя думать как семья — только как корпорация, пусть даже и маленькая. Стойкая тенденция последних лет налицо: европейские модные дома разного калибра в силу различных причин (как правило, слабый менеджмент, умноженный на неудачные творческие потуги) оказываются на грани банкротства или требуют немедленных инвестиций, из-за чего сами дизайнеры-основатели или их наследники вынуждены выставлять бренды на торги.

До последнего момента Sonia Rykiel оставался единственным независимым домом моды во Франции, полностью принадлежавшим семье основателя. Так было до продажи в 2012 году 80% бизнеса гонконгской инвестиционной компании Fung Brands Limited.

одный Дом Sonia Rykiel празднует 40-летний юбилей, 2008 год

Модный Дом Sonia Rykiel празднует 40-летний юбилей, 2008 год

Новое дыхание

Заниматься дизайном была призвана Жюли де Лебран, до этого она много лет была правой рукой Марка Джейкобса во времена Louis Vuitton. Она идеально подходила для задачи сделать парижский шик для американского потребителя, бренд под новым руководством поставил первой целью завоевание Америки. Бренд Sonia Rykiel переживает второе рождение — его представляли сестры Джаггер дочери легендарного фронтмена Rolling Stone Мика Джаггера. Жюли де Леблан признавалась, что участие сестер Джаггер в рекламной кампании, имеет особое значение: «Их мама, модель Джерри Холл, ходила по подиуму для Sonia Rykiel».

Лиззи и Джорджия Мэй для Sonia Rykiel

Лиззи и Джорджия Мэй для Sonia Rykiel

Новый креативный директор вернул бренду былую яркость и некоторую бесшабашность. Среди поклонниц лейбла — Дита фон Тиз, Кейт Мосс, Кира Найтли и другие звезды. При этом фишкой новых коллекций остается именно фирменный стиль и философия, предложенная Соней Рикель еще в 1960-е.

С первого показа — весна-лето 2015-го — коллекции Жюли Лебран получали очень теплый прием. Для второго она устроила библиотеку из 50 тысяч книг (концепт, который был применен как оформление бутиков по всему миру) и сделала рекламную кампанию с Юргеном Теллером.

Оформление бутика Sonia Rykiel. Париж, квартал Сен-Жермен-де-Пре.

Оформление бутика Sonia Rykiel. Париж, квартал Сен-Жермен-де-Пре.

В общем, все выглядело правильно, но — конечно же, всегда бывает это «но» — продажи не пошли по щелчку пальцев.

После смерти Сони Рикель, в 2016 году бренд полностью перешел под контроль фонда First Heritage Brands, который поставил себе целью возродить модный дом.

Однако, несмотря на серьезные финансовые вливания — на это было потрачено $200 млн — компанию к ее былому успеху привести не удалось. Прибыль при этом все сильнее сокращалась, даже несмотря на привлечение новых талантливых дизайнеров. По итогам 2018 года при объеме продаж в €35 млн., убыток составил €30 млн.

Известие о том, что Sonia Rykiel подал на банкротство, вызвало очень много разговоров на рынке люкса. Это один из тревожных звоночков: модные конгломераты, такие как LVMH, группа Kering, объединяющие под собой огромное количество брендов, в итоге просто “поглощают” рынок, не оставляя более мелким игрокам возможности завоевать своего потребителя и бороться за своих клиентов.

Первый показ после смерти Сони Рикель

Первый показ после смерти Сони Рикель

Мода — тонкий, сложный и рискованный бизнес. Соня Рикель — воплощение парижской живости, Соня Рикель — «королева трикотажа», Соня Рикель — «Рыжая Соня».

В нем когда-то один человек мог построить из себя бренд, и, если у него получалось, он становился звездой и иконой. Соня Рикель, икона Парижа, создательница марки, которая много лет была примером успеха независимого бренда, в результате осталась в истории города не как бренд, а как имя. Аллея на бульваре Распай в шестом округе, где располагается рыночек, куда Рикель ходила за овощами, называется Allee Sonia Rykiel. «Парижанка из парижанок», как назвала Рикель на открытии аллеи мэр города, стала первым дизайнером, у которого есть маленькая, но своя улица, причем в любимом районе.

Сони Рикель

Все статьи Татьяны
Назад в раздел