ГОДОВАЯ ПОДПИСКА НА ХОРОШИЙ ВКУС

ЧТО ТАКОЕ АПСАЙКЛИНГ В МИРЕ МОДЫ И ПОЧЕМУ О НЕМ СНОВА ГОВОРЯТ?

ЧТО ТАКОЕ АПСАЙКЛИНГ В МИРЕ МОДЫ И ПОЧЕМУ О НЕМ СНОВА ГОВОРЯТ?

За последний месяц фраза, которую я часто слышу и сама произношу, звучит так: «История повторяется».

Мир как будто снова проживает всю свою историю, быстро и очень остро. В одном моменте во всех сферах жизни и отношений мы видим миллионы отсылок к прошлому человечества. 

Я уже рассказала вам историю существования моды в периоды кризисов и потрясений в одном из субботних видео.

В нем мы затронули тему повторного использования одежды, перешивания вещей и т.д.

В современном мире для этого есть термин — апсайклинг.

Потом, когда я с помощью учениц ШШ создавала список страхов для нового бесплатного коучинг-курса от ШШ, который вы сможете посмотреть на этой неделе, одним из самых популярных гардеробных страхов был страх дефицита и страх, что вместо покупки нового придется донашивать старое.

Это тоже глубокая историческая отсылка, смысл которой мы хорошо чувствуем, а многие даже знают на личном опыте.
 
И тут стало понятно, что пора снова вспомнить апсайклинг и поговорить о повторном использовании вещей в современном мире, ведь поводов  в этом разобраться становится все больше больше.

Поэтому мы написали для вас статью про то, как в разные времена люди давали вторую жизнь своим и чужим вещам.

В ней есть и исторические факты: некоторые грустные, а некоторые вас позабавят. А помимо отсылок к прошлому мы постарались рассказать, как обстоят дела сейчас.

Кстати говоря, есть прогноз, что рынок ресейла (то есть перепродажи уже произведенной одежды) в ближайшее время может обогнать рынок свеже-созданных вещей. Просто потому, что дальше производить некуда, нам бы разобраться с тем, что уже произвели в немыслимых количествах.

Апсайклинг – это повторное использование старых вещей, способ подарить вторую жизнь уже использованным вещам.

Сегодня мы часто слышим этот термин. Повторное использование вещей из признака бедности превратилось в тренд, которому следуют все больше и больше брендов.

Поговорим, почему перешивать одежду не стыдно, в какие исторические периоды это было необходимостью, и почему именно сейчас апсайклинг стал вынужденной мерой для модной индустрии.

“Покупайте меньше. Выбирайте хорошо.  Качество, а не количество. Все покупают слишком много одежды”, - Вивьен Вествуд
                                                                                                                                                                           

ИСТОРИЯ


Нет точной даты, когда люди начали перешивать свои старые наряды на новый манер. Подозреваю, что апсайклинг в широком смысле слова существовал всегда, когда женщинам нужна была одежда.

Начиная с XIII века в Париже существовал рынок бывших в употреблении нарядов. Туда поставляли вещи из гардеробов королевских особ, знати и придворных. Носить такое в первозданном виде обычным женщинам было, конечно, некуда. А вот дать вторую жизнь ткани, сшив что-то уместное для себя – вполне.

Историки моды рассказывают о показательном прецеденте, когда и высшее общество получило сигнал, что нет ничего зазорного в том, чтобы использовать одно и то же платье дважды. 

Принцесса Александра Датская вышла замуж за Эдуарда VII в марте 1863 года. Всего через несколько дней после торжества новобрачная превратила свое шикарное свадебное платье в вечерний наряд. Повторив этот трюк несколько раз с другими костюмами, королева Александра показала, что так тоже можно.

Учитывая, что платья для знатных особ шились на заказ из шикарных тканей и требовали вышивки и кружев ручной работы, такой подход был более чем благоразумным и практичным.

Александра Датская и Альберт Эдуард принц Уэльский в день свадьбы

Дамы порой носили свои платья без изменений, умело жонглируя драгоценностями и аксессуарами. В то же время, многие нанимали портниху, чтобы из тех же материалов сделать новый наряд.

История моды знает случаи, когда знатные особы отправляли производителю два своих платья, чтобы кружевной воротник от одного был пришит к другому.


Роскошные наряды не только повторно носились, но и передавались по наследству. Особым шиком считалось использовать бабушкины кружева или вышивку для пошива праздничного платья.

На свадьбе своей дочери Хелен с Джеймсом Р. Рузвельтом в 1878 году Кэролайн Астор с гордостью носила черное бархатное платье с 200-летней кружевной отделкой. 

Кэролайн Астор, американская светская дама

В XX веке вынужденное осознанное потребление и апсайклинг массово проявились в годы Второй Мировой войны.

В условиях дефицита тканей новые материалы для одежды было просто не купить. Женщинам, чтобы одеть себя и своих детей, приходилось проявлять чудеса изобретательности. В дело шли шторы, скатерти, любой текстиль, который можно было найти в доме. 

В Великобритании даже выходил журнал "Make Do and Mend", где публиковались выкройки, советы по бережному использованию и сохранению одежды. Само собой, в такой ситуации женщины не выбрасывали одежду, а перешивали ее и искали новое применение. По всему миру в это время наблюдается бум изданий по кройке и шитью. 

Так как шерсть тоже шла на военную форму, в тылу начинают осваивать вязание. Выходят журналы со схемами и выкройками, женщинам советуют, например, как распустить старый свитер и из получившейся пряжи связать новую вещь.

Повторно использовали не только одежду и домашние предметы. Особым шиком в Европе считалось сшить платье из парашюта сбитого врага.

Парашютный шелк идеально подходил для нижнего белья и свадебных платьев.

В нашей стране повторное использование одежды было распространено с начала 20-х годов ХХ века. Умение подогнать, перешить и переделать было жизненной необходимостью для женщины в Советском Союзе. 

АПСАЙКЛИНГ СЕГОДНЯ

В XXI веке апсайклинг приобретает новое значение. Экономия средств отходит на второй план. Во главу угла ставится вопрос перепотребления и осознанного отношения к ресурсам.

Мы выбираем повторное использование не для того, чтобы сэкономить свои деньги, а для того, чтобы не поощрять быструю моду и не пополнять свалки одноразовым мусором.

Мы начали понимать, что меньше – лучше. Что одежды уже произведено больше, чем нужно нам, нашим детям и даже внукам. Так почему бы не использовать то, что уже есть?

Важно понимать, что апсайклинг сегодня – это не только уменьшение объема свалок, потому что, например, изделия из смесовой ткани практически невозможно переработать.

Повторное использование уже выпущенной ткани значит сокращение ресурсов, которые могли быть потрачены на производство нового материала и пошива вещи. Не будет затрачена вода, хлопок, красители и энергоресурсы. 
 

АПСАЙКЛИНГ В МОДЕ

Говоря о апсайклинге в модном мире, мы выделяем два его вида:

  1.  Когда дизайнер использует уже выпущенную и зачастую бывшую в употреблении одежду для создания новых вещей. Например, скупает джинсовые вещи в секонд-хэндах, разбирает на части и шьет из них новую куртку.
  2.  Когда для создания новых вещей используются ткани, материалы и новые не проданные изделия из прошлых коллекций. Таким путем идут крупные мировые бренды, которые стремятся встать на путь осознанного производства.
     

К первому типу чаще всего относятся небольшие локальные бренды и начинающие дизайнеры.

Повторным использованием вещей и тканей они решают сразу две проблемы:

  • сокращают затраты на материалы
  • проявляют заботу об экологии

К тому же сегодня апсайклинг, как ни крути, это модный тренд, который позволяет отстроиться от конкурентов и привлечь осознанных покупателей.

Одним из первых и, пожалуй, самым известным приверженцем апсайклинга стал Мартан Маржела.

На заре создания своего бренда он из целей экономии создавал вещи из одежды, найденной в секонд-хэндах и на блошиных рынках. Например, все вещи из коллекции весна-лето 1993 года были сделаны из старых театральных костюмов, в другой раз основой для новых модных образов стали завалявшиеся на складе нераспроданные остатки готовой одежды.

Maison Margiela, SS 1993

Приемник маэстро Джон Гальяно развил идею апсайклинга в феврале 2020 года.

Коллекция Recicla состояла из одежды, созданной из вещей разных брендов и разных лет. На этикетке вещи расписана история ее происхождения.

Maison Margiela, AW 2020

Сегодня его примеру следуют молодые и талантливые дизайнеры.

Например, один из финалистов ежегодной премии от LVMH Коннер Айвз. Он ищет уникальные экземпляры на блошиных рынках Лондона, работает с поставщиками винтажных изделий ручной работы из Пакистана. Поддержанная одежда составляет 75% из всех материалов, которые Айвз использует для коллекций.

А девизом бренда служит слоган: «Качественные вещи не боятся времени».


Коллекция Сonner Ives на Неделе моды в Лондоне, SS 2022

Свой подход к апсайклингу гигантов модной индустрии заставила пересмотреть пандемия COVID-19.

Мы остались один на один с перепотреблением, фабрики приостановили свою работу, сбились цепочки поставщиков. Брендам не оставалось ничего иного, как искать другие варианты.

Chanel изготовили круизную коллекцию из тканей и пряжи, которая осталась у них на складе после прошлых сезонов.

В том же 2020 году Миучча Прада выпустила 80 образов, созданных из винтажных вещей, под брендом Upcycled by Miu Miu. 


Вещи из коллекции Upcycled by Miu Miu

Для летней коллекции 2021 года Вирджил Абло в Луи Виттон использовал соединение старого и нового сразу двумя способами.

  • Во-первых, для создания одежды и обуви были использованы материалы прошлых сезонов.
  • Во-вторых, дизайнер включил в показ архивные образы и предметы, которые уже появлялись на подиуме в прошлом.


В 2021 году апсайкл-коллекции совместно с брендом Levi`s  выпустили Valentino и Miu Miu.

Тогда же конгломерат LVMH запустил онлайн-платформу, где предлагает выкупить неиспользованные ткани и материалы со скидкой. 

Об инициативах по переработке остатков материалов заявили

  • Hermès
  • Zimmermann
  • Victor&Rolfspring
  • Prada
  • Dolce & Gabbana
  • Balenciaga
  • Gucci

Впереди планеты всей оказался бренд Chloé. В разгар пандемии модный дом возглавила дизайнер Габриэла Херст, которая сразу же заявила о своем пути к осознанному производству.

Осенью 2021 года Chloé стал первым люксовым брендом, который получил сертификат “B Corporation”. Это самый строгий стандарт в модном мире, который оценивает воздействие производства на экологию и социальную сферу.

Для показа SS 2022, помимо нескольких экологических инициатив, Chloé повторно использовали ткани из прошлых коллекций.

Та же повестка и в собственном бренде Херст, названном ее именем.

«Я хотела создать бренд, в котором чувствовалось бы, что вещи хорошо сделаны и долговечны», - комментирует дизайнер.

В своих коллекциях Габриела Херст использует натуральные красители, национальное рукоделие малых народностей и, конечно, переработанные материалы. 


Gabriela Hearst Fall-2022, SS-2022

Апсайклинг стал не просто новой реальностью, к которой ради лояльности покупателей стремятся бренды. Он стал новой необходимостью.

Мы не имеем права больше бездумно покупать, тратить, расходовать, потреблять.

Надеюсь, что это понимание будет приходить к бОльшему количеству брендов и покупателей. 

Что в этой истории можем сделать мы, простые клиенты?

  1. Во-первых, внимательнее относиться к своим покупкам, помнить, что меньше – лучше.
  2. Во-вторых, учиться хорошему вкусу, чтобы использовать уже имеющееся по максимуму, ведь апсайклинг в широком смысле и об этом тоже.
  3. Ну и, в-третьих, поддерживать рублем бренды, которые встали на этот непростой путь. Без нашего участия им никак не справиться.

Все статьи Татьяны
Назад в раздел
Популярные мероприятия
БАЗОВЫЙ КУРС В ШШ
Базовый курс
Годовой курс 2.0 Архитектура стиля