MUST READ! КУЛЬТОВЫЕ ПЛАТЬЯ ИЗ КИНО
15.06.2020
Режиссеры, актеры, продюсеры…когда речь идет о кинематографе, о них говорят в первую очередь.
Фильм удался? Это их заслуга! Провалился? Ну, конечно, виноваты они. Но создание кино – это сложный процесс, в котором участвуют сотни людей. Одни из главных действующих лиц на съемочной площадке – художники по костюмам. Они помогают окунуть зрителей в атмосферу картины, через детали нарядов героев рассказать нам о них больше, чем можно сказать словами.
Образы из кино нередко становятся по-настоящему легендарными и задают тренды в индустрии моды.
Именно о таких культовых кинонарядах мы и поговорим сегодня.
Холли Голайтли (Одри Хепберн), «Завтрак у Тиффани» (1961 год)
Черное платье, в котором Одри Хепберн появляется во время первых секунд фильма «Завтрак у Тиффани», стало по-настоящему легендарным.
Создатели картины понимали: первое появление главной героини Холли Голайтли на экране должно быть особенным, именно поэтому они с особой тщательностью подошли к выбору образа. Доверили эту творческую миссию маэстро Юберу Живанши. Выбор, впрочем, очевидный, учитывая многолетнюю дружбу Живанши с Хэпберн и их невероятно плодотворный творческий союз.
Дизайнер очень тонко подчеркнул не только красоту своей музы, но и характер ее героини: спереди платье кажется достаточно строгим, хоть и очень элегантным и даже таинственным. Однако у него необычный оригинальный вырез на спине — модная выходка очень в стиле Холли.
Немногие знают, но изначально платье задумывалось более коротким или же с глубоким вырезом на бедре (Юбер создал два платья на выбор).
Но легендарный голливудский костюмер Эдит Хэд решила, что платье должно быть все же длинным, почти в пол — иначе у зрителей с первых секунд могло сложиться впечатление о Холли как о слишком ветреной особе.
Интересный факт: платье в итоге получилось таким узким, что несмотря на его красоту и невероятную популярность, Хэпберн с трудом могла в нем ходить. Вот такие вот легендарные платья!
Конечно, большую роль в образе играют и аксессуары: длинные сатиновые перчатки, массивное жемчужное ожерелье, хрустальная тиара и модные солнцезащитные очки. Все эти детали с первых секунд картины подсказывают зрителям, что главная героиня — личность со сложным характером, и ей точно есть, что нам рассказать.
Скарлетт О’Хара (Вивьен Ли), «Унесенные ветром» (1939 год)
По платьям Скарлетт О’Хары в исполнении Вивьен Ли (легендарный фильм «Унесенные ветром» 1939 года) можно изучать историю американской моды 19-го века. Сага охватывает 12 лет сложного периода гражданской войны, которая изменила, в том числе и роль женщин, сделав их более эмансипированными и самостоятельными. Этот «тренд» можно наблюдать в течение фильма.
Вообще костюмам в «Унесённых ветром» уделено очень много внимания (продюсеры фильма считали, что даже слишком много).
Но на этом настаивал режиссёр картины Виктор Флеминг, объясняя тем, что костюмы как нельзя лучше смогут перенести зрителя в нужную эпоху.
Для главной героини костюмер Уолтер Планкетт и его команда сшили 31 платье, каждое из которых заслуживает отдельной статьи. Хочется рассказать о всех: и о девчачьем, но по-настоящему роскошном белом платье с рюшами и корсетом, в котором Скарлетт появляется на экранах впервые, и о пышном платье с корсетом с зеленым цветочным принтом, в котором главная героиня пыталась влюбить в себя Эшли, и конечно, о роскошном свадебном платье, которое сейчас находится в музее в Техасе.
А помните какой Скарлетт была вдовой? Строгое черное платье и .... невероятно кокетливая зеленая шляпка. Впрочем, образы главной героини меняются вместе с обстоятельствами времени. Тяжелые платья с кринолином и корсетом Скарлетт приходится сменить на практичные свободные платья. После второго брака она вновь становится фанаткой дорогих платьев – правда, теперь более величественных и роскошных.
Про одно платье все же хочется рассказать подробнее. Речь, как догадались поклонники саги, идет о знаменитом «Платье из штор» (The Curtain Dress), одном из самых знаменитых платьев в истории кино.
По сюжету, Скарлетт, оставшись практически без денег, решает нанести визит старому кавалеру (в исполнении несравненного Кларка Гейбла), но не может позволить себе это сделать в старом платье. Поэтому решает сшить его из … бархатных штор. Уолтеру Планкетту пришлось над ним ох как «попотеть»: на его создание понадобилось 14 метров материала при ширине полтора метра! Но это того стоило: платье получилось действительно невероятным.
Клеопатра (Элизабет Тейлор), «Клеопатра» (1963 год)
Фильм «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли получил четыре «Оскара» – в том числе, за лучшие костюмы. И это неудивительно, потому что команда итальянского художника по костюмам Витторио Нино Новарезе проделала невероятную и, стоит признать, очень дорогостоящую для кинематографа 60-х работу.
В общей сложности для фильма было создано… 26 тысяч (!) нарядов.
Конечно, особое внимание было уделено образу главной героини: ее нарядами занималась художница Ирен Шарафф, которая придумала для Тейлор 65 уникальных нарядов общей стоимостью 200 тысяч долларов.
Картину даже включили в Книгу рекордов Гиннеса за «самое большое количество переодеваний актрисы в фильме».
Кстати, «Клеопатра» продержалась в рейтинге аж до 1996 года.
Пожалуй, самый знаменитый образ из фильма – роскошное золотое платье из 24-каратной золотой ткани в дуэте с традиционным головным убором «шути».
Весь образ Клеопатры в исполнении Тейлор в фильме – прическа, макияж, наряды – стали началом популяризации восточного образа в моде. Тем более, что и сама актриса, уже после окончания съемок, продолжала придерживаться адаптированных под 60-е египетских трендов.
Мия Уоллес (Ума Турман), «Криминальное чтиво» (1995 год)
Казалось бы, белый верх + черный низ, а получился культовый образ! Но давайте по порядку.
Образ Мии Уоллес в исполнении Умы Турман по-настоящему собирательный, Квентин Тарантино «вдохновлялся» без зазрений совести: стрижка, челка и цвет волос – трибьют героине Анны Карины в «Банде аутсайдеров» Годара, манера речи – Мишель Пфайффер в «Лице со шрамом», ну а те самые белую рубашку и черные брюки Тарантино одолжил у «Бешеных псов», которые сам и снимал (режиссер несколько раз повторял, что Мия член банды).
Слева Анна Карина в «Банде аутсайдеров» (1964)
Кстати, вы же замечали, что у Турман в фильме короткие брюки? После выхода картины в 1995 году, благодаря образу Мии, они стали большим трендом! А все, как это часто бывает, произошло почти случайно.
Костюмер фильма Бетси Фейт Хейманн рассказывала, что бюджет на фильм был очень маленьким, а изначально купленные подготовленные для исполнительницы роли Мии брюки оказались короткими для высокой и длинноногой Умы Турман. Чтобы сделать лук более характерным, Фейт сделала их еще короче. И сама не осознала, что запустила тренд на укороченные брюки клеш.
Тринити (Кэрри-Энн Мосс), «Матрица» (1999 год)
Черный кожаный костюм Тринити в «Матрице» – один из самых сексуальных в истории кино, хотя, заметьте, здесь нет глубоких вырезов или обнаженных частей тела. Костюмер фильма Ким Баррет рассказала в интервью, что режиссеры фильма сестры Вачовски дали ей полную свободу и выразили лишь одно пожелание «Тринити должна быть больше похожа на нефтяное пятно».
Ким легко нашла решение и облачила героиню (ее исполняла актриса Кэрри-Энн Мосс) в костюм из искусственного латекса. После съемок Кэрри-Энн рассказывала, что костюм действовал на нее магическим образом: стоило ей его надеть и она сразу перевоплощалась в беспощадную героиню и забывала о своей природной скромности и стеснительности.
Вивьен Уорд (Джулия Робертс), «Красотка» (1990 год)
Давайте признаемся: мы любим «Красотку» не только за романтический сюжет, трогательную игру Джулии Робертс, безумно обаятельного Ричарда Гира, песню Pretty Woman и искрометный юмор Гектора Элизондо, но и за невероятные наряды главной героини Вивьен, которые сразу переносят нас в атмосферу США начала 90-х. За это спасибо знаменитому голливудскому костюмеру Мэрилин Вэнс.
Два образа, которые я особо хотела выделить, это, конечно, культовое бежевое платье в горошек от Anne Klein, которое до сих пор из года в год вдохновляет дизайнеров.
Второе – роскошное красное платье с открытыми плечами, в котором Вивьен отправляется в оперу. По замыслу Мэрилин Вэнс, это платье должно было стать современным вариантом наряда героини Одри Хепберн в «Моей прекрасной леди».
Неожиданным камнем преткновения костюмера с режиссером стал цвет платья: Гарри Маршалл настаивал, чтобы платье было черным и более бальным. В итоге команда костюмеров подготовила три платья, провела три фотосессии с Джулией, чтобы определиться, какой же вариант станет финальным. Победу одержала Вэнс! Впрочем, победу она одержала не только в споре с режиссером: в том же году она получила премию Bafta как лучший художник по костюмам – именно за работу над «Красоткой».
Белла Свон (Кристен Стюарт), «Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1» (2011 год)
Сколько лет поклонники саги о вампирах «Сумерки» ждали свадьбы обольстительного вампира Эдварда и его возлюбленной, «обычной» девушки Беллы? Неудивительно, что к выбору платья, в котором Белла Свон должна была сказать заветное «да», создатели фильма подошли очень серьезно. Создать образ доверили модному Дому Carolina Herrera.
Классическое белоснежное платье в пол с длинными рукавами, аккуратным вырезом и кружевной вставкой на спине – одновременно очень женственное, элегантное и классическое.
Стоит ли говорить, что после выхода фильма миллионы девушек захотели точь-в-точь такое же платье. Модный Дом Carolina Herrera выпустил модель ограниченным тиражом – впрочем, «миллионы» позволить его себе не могли, так как платье стоило 35 тысяч долларов.
Подсуетился американский бренд свадебных платьев Alfred Angelo и выпустил «официальную реплику» (да, бренд так и позиционировал свой бестселлер!) платья Беллы — за скромные для свадебного образа 799 долларов.
Платье Alfred Angelo за 799$
Бэби Хаусман (Дженнифер Грей), «Грязные танцы» (1987 год)
Как не любить «Грязные танцы»! Патрик Суэйзи, Дженнифер Грей, первая любовь, музыка, танцы, атмосфера лета и каникул и конечно, летние образы в стиле ретро. Хилари Розенфельд, художница по костюмам, решила не ограничивать себя и вдохновлялась как модой 60-х (время действия в фильме), так и модой 80-х (время, когда картина непосредственно снималась).
Самый знаменитый образ из фильма – бледно-розовое платье, в котором Бэби выступают вместе с возлюбленным под песню The Time of My Life в финале картины.
Этим образом режиссер фильма Эмиль Ардолино и Хилари Розенфельд хотели показать, как Бэби повзрослела за такой короткий срок, расцвела, при этом сохранила детскую нежность.
Элиза Клифтон-Уорд, «Турист» (2010 год)
Фильм «Турист» многим запомнился не только звездным дуэтом Джонни Деппа и Анджелины Джоли, но и образами героини Джоли Элизы. За создание имиджа главной героини отвечала оскароносный художник по костюмам Коллин Этвуд. Думаю, вы помните, что основное события в фильме разворачивались в Венеции, и именно это послужило для Коллин источником вдохновения.
«Мои эскизы – это сплав старого и нового мира. Я предпочла классический подход, избегая последних тенденций и броских тонов. Я хотела отдать дань уважения архитектуре этого великолепного города; персонажи влились в эту роскошную обстановку, поэтому их облик должен был быть скорее простым. Элиза должна была быть особенно женственной и в то же время энергичной», – рассказывала о своей работе художница.
Все платья шились с нуля специально для Джоли. Самый знаменитый образ из фильма – нюдовый тотал-лук в стиле 50-х: платье-футляр оттенка слоновой кожи, бежевая фактурная асимметричная накидка, длинные бежевые перчатки, клатч и лодочки в тон. Но Элиза — женщина-загадка, поэтому Колин не могла удержаться и не добавить неожиданный элемент в образ – яркую персиковую ленту на талии.
Роза Дьюитт Бьюкейтер, «Титаник» (1997 год)
По образам Розы из «Титаника» можно изучать историю английской моды начала 20-го века – так называемый эдвардианский период (до Первой мировой войны). Главные модные черты этой эпохи — прямые силуэты для женщин, удлиненные корсеты, женские костюмы (с юбкой, конечно!), жакеты, высокие воротники широкие шляпы.
Разработкой стиля Розы в исполнении Кейт Уинслет занималась Дебора Линн Скотт, известный голливудский художник по костюмам. Она очень тщательно следила за тем, чтобы каждая деталь образа Кейт соответствовала описываемой эпохе.
Дебора поработала на славу! Каждое платье Розы стало по-своему каноническим и в модных кругах даже закрепились названия для каждого из образов героини. Например, платье из знаменитой сцены на палубе называют The Flying Dress («платье полета»), платье, в котором мы видим Розу в ее сне – The Heaven Dress («райское платье»).
Кстати, значение играют не только фасоны платьев, но и оттенки. Например, красное платье, будто прикрытое черным бисером, в котором Роза чуть не прыгает с корабля, символизирует разбитое сердце из-за вынужденного брака с Кэлом (кстати, это платье весило 4 кг и бегать в нем было не так удобно, как могло показаться зрителю), а спасать Джека Роза мчится в очень нежном розовом платье – это символизирует ее любовь к Джеку и освобождение от нелюбимого жениха.
Самое любимое платье самой Кейт Уинслет за время съемок – желтое платье в этническом стиле с высоким воротником.
Цвет также выбран не случайно: после встречи с Джеком у Розы начали зарождаться позитивные «солнечные» мысли о том, что она может изменить свою жизнь.
Дейзи Фэй Бьюкенен, «Великий Гэтсби» (2013 год)
Над женскими нарядами для экранизации «Великого Гэтсби» с Леонардо ди Каприо и Кэри Маллиган в главных ролях работал творческий тандем художника по костюмам Кэтрин Мартин и Миуччи Прада – так что создатели ленты говорят, что платья в фильме от Prada и Miu Miu (Miu Miu это дочерняя компания Prada). В одном из интервью Кэтрин так описывала сотрудничество с Миуччей:
«Наше сотрудничество с Prada свелось к созданию европейского стиля, который был моден в 1920-х годах среди новых аристократов Восточного побережья. Мода того времени развивалась в двух направлениях, соответственно их стремлениям: тем, кто хотел соответствовать привилегированному классу — богачам из Лиги Плюща, живущими на Лонг-Айленде, и тем, кто стремился к европейскому шику, утонченности и декадансу. Наш вариант с Prada отражает столкновение этих двух эстетик».
Конечно, все образы Дейзи продуманы до мельчайших деталей – цветовая гамма, которая передает холодность и закрытость главной героини (например, платье из льдинок, в котором Дейзи приходит на бал к Гэтсби), невесомые ткани, которые подчеркивают эфемерность образа Дейзи и тот факт, что Гэтсби на самом деле любил созданный в своей голове образ, а саму девушку знал не так хорошо.
После выхода фильма тренд на платья эпохи джаза и 20-х заиграл с новой силой: особенно часто стали устраиваться тематические вечеринки и свадьбы в стиле Гэтсби.