КАК МЕНЯЛАСЬ МОДА НА ЖЕНСКУЮ ВНЕШНОСТЬ
17.03.2024
В новую эпоху просвещенного интернета и (почти) победившего феминизма каждая сама решает — быть ли ее попе как у Ким Кардашьян, а груди как у Жизель Бюндхен, или же долой моду и заживем в бодипозитиве.
Но вот раньше со стандартами красоты все было строго. Женщины, не избалованные феминизмом, были прямо-таки затерроризированны канонами идеальной внешности. Безусловно, сейчас время тоже не идеальное, но гораздо лучше, чем 100 и 200 лет назад.
Давайте пробежимся по истории женских образцов красоты за последние 200 лет и порадуемся, что мы живем именно сейчас.
XIX Век
В XIX веке случилась французская революция и началась эра потребления. Если раньше тихо-мирно тренды менялись раз в несколько десятков лет, а то и пару раз за век, то тут прям понеслось…
«Дамы носили греческие одеяния с плотным поясом под грудью. Из-под него вниз струились мягкие пышные складки… Женщины походили на античные статуи, чудом попавшие из классики в современность».
Немецкая писательница Каролина де ла Мотт Фуке.
Начало периода — это мода на античность. Да, женщины копировали не других женщин, а статуи из мрамора. Стала популярна физическая нагрузка — гулять, скакать на скакалке, играть в подвижные игры. В моду вошла идеальная здоровая белая кожа, мягкие формы. Загар был табуирован. Черты лица должны быть «правильными», тело — с широким тазом и достаточно большой грудью. Кожа бледная, а взгляд — томный.
«Чистая, красивая кожа свидетельствует о наличии трех восхитительных добродетелей красоты: цельность характера, чистоплотность и веселый нрав». Трактат «Зеркало граций» (1811).
Античность так античность, решили женщины. И облачались в летящие одежды даже в холодное время года. Говорят, самое легкое платье весило всего 200 грамм.
Пресса пыталась образумить женщин. Парижский журнал рекомендовал посетить Монмартрское кладбище и прийти наконец в себя — так много красавиц умерло от воспаления легких.
«Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюнье — в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!»
Хроники парижских газет.
А тем временем брюнетки основательно подвинули блондинок.
20-е годы XIX века
Те, кто не умер от воспаления легких, попали в лапы корсетов. Талия в 55 см стала мейнстримом задолго до Людмилы Гурченко. Девушки регулярно валились в обмороки на балах и протыкали сломанными ребрами внутренние органы. На этом фоне современные пластические операции — просто детский лепет…
Стало модно быть больной и бледной. Чахотка и душевные болезни стали чуть ли не бьюти-трендом. Дамы пили уксус и ставили клизмы, чтобы получить загадочную бледность и лихорадочный блеск в глазах. Элегантные синяки под глазами получали специальной техникой недосыпания и недоедания.
30-е годы XIX века
Секс сошел на нет. Половые вопросы и уж тем более любое проявление сексуальности стало чуть ли не преступлением. Женщины вдруг стали бесполыми и очень-очень целомудренными. Даже, чтобы перешагнуть через лужу на улице, нельзя было поднять юбку. Показывать ноги могли только куртизанки. Грудь и попа в анатомии женщины просто не существовали.
«Женщине было дозволено иметь голову и ступни, но между шеей и щиколоткой могли упоминаться вслух в приличном обществе лишь сердце и желудок».
60-е годы XIX века
К 60-м все немного поменялось, хоть и не в лучшую сторону — настала пора кринолинов.
Дамы мучились в неудобных нарядах. Пышные шляпы свисали на глаза, платья стали длинными и тяжелыми. В медицинском британском журнале «Ланцет» медики заявили, что во всех физических недугах женщин виноваты платья. Мало того, что они весили около 20 кг, так нередко дамы путались в собственных юбках. Можно было запросто вывихнуть ногу об длинный подол.
Дама в кринолине, процесс надевания платья.
Кожа в XIX веке — маркер, по которому в целом определяли красоту женщины. Никто не заморачивался. Надо быть бледной — пей уксус. Нужен румянец — мажься земляникой. И никакого фотошопа :)
Бальные наряды с турнюрами.
К концу века женщину окончательно смоделировали снаружи при помощи одежды. Недостающую попу компенсировали турнюрами, грудь — накладками.
Парижские модницы конца XIX века.
Бюст вообще стал центром вселенной. Реклама активно советовала средства по уходу за грудью и всякие приспособления, чтобы сделать ее объемной и сексуальной. Ну точь-в-точь как сейчас.
Реклама приспособления, увеличивающего грудь.
XX век
Здесь, как мы знаем, дело пошло еще веселее и динамичнее. Каждое десятилетие перекраивало женщин на свой лад.
Конец XIX - начало XX века
Расцвет эпохи модерна. Женщины только и делали, что переодевались с утра до вечера в разные наряды. Завтрак — утреннее платье, потом прогулочное платье, потом визитное, потом чайное, потом бальное. Все сложно.
Богатые домохозяйки считались изнеженными созданиями, дома были мечтательными и вялыми, а на балах — бодрыми и веселыми.
Второй квест: быть одновременно бледной и румяной. Контуринг того времени предполагал одновременно пользоваться и белой пудрой и яркими румянами. А еще корсет и веер, и модный лук готов.
В фигуре ценились оттопыренная попа, пышная грудь и тонкая талия.
Девушка Гибсона — идеал женской красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX столетий.
В то время появляется первый американский идеал красоты — девушка Гибсона. Чарльз Гибсон, иллюстратор, создал идеальный образ того времени, который рисовали везде, от пепельниц до открыток. Высокая, с фигурой “песочные часы”, длинной шеей и большими глазами. Обязательно стильно одетая.
А потом началась Первая мировая.
Тут уж стало не до корсетов. Женщины заменили мужчин на производстве, и требовалось что-то простое и удобное из серии “накинул и побежал работать”. Одежда стала мягкая и обвислая, фигура полностью терялась в складках ткани.
20-е
Женщины стали активными, спортивными и подтянутыми. В моде здоровье. А еще короткие стрижки, плоская грудь, низкая талия, узкие бедра и загар. Новый стиль стал называться “гарсон”. Появилась мода на «мужские» правила — сигареты, свободные отношения и равенство в правах, эмансипация.
Бюстгальтеры плотно ужимали грудь, отчего и “пионерка” и “пенсионерка” выглядели одинаково по-подростковому.
Опять блондинок подвинули шатенки и брюнетки. Стрижки стали короткими и практичными.
Грета Гарбо, Глория Свенсон
30-е
Великая депрессия. Все стали или очень богатыми, или очень бедными. Тренд на женский образ остался от 20-х, но теперь в моду вошли дамы бальзаковского возраста. Кстати, это не за 50, как многие думают, а вполне себе 30+.
Начинается золотая эпоха Голливуда. Блондинки спихнули брюнеток с пьедестала. Мейкап того времени — дугообразные брови-ниточки, высокие скулы, яркие губы.
Марлен Дитрих
40-е
Война близко. В начале десятилетия гламур увял, было просто не до него. Милитаризованная мода диктует широкие плечи и женские варианты мужского костюма.
После войны с миром моды случился Диор и его концепция New Look. Женщина становится безумно элегантной, рафинированно женственной.
Christian Dior New look.
И тогда же появляются легендарные 90-60-90.
Рита Хэйворт, Ингрид Бергман
50-е
Если коротко — Мэрилин Монро.
Мэрилин Монро.
Все устали от кризиса, войн, эмансипации. В моду вошла мягкая, обволакивающая женственность. Мужчин было мало, и за них приходилось бороться. Побеждали те, кто выглядел максимально чувственно.
В моде выдающаяся в прямом смысле грудь, широкие округлые бедра и заметная талия, выразительный мейкап, пышные прически. Женщина становится роскошной богиней домашнего очага.
60 - 70-е
Бэби-бум и Твигги. Теперь моду диктовали не респектабельные матроны с деньгами, а молодые и наглые. В моде андрогинные худышки с длинными ногами-веточками, огромными глазами за такими же огромными очками. В тренде платья А-образного силуэта, которые скрывали грудь, мини-юбки и никаких каблуков. Бюстгальтеры — на помойку. Ноги и грудь вырвались на свободу.
Украшения стали яркими и доступными, ювелирку сменила бижутерия.
Потом пришли панки и анархия, но эта история аккуратно сошла на нет.
В это же время начинается эпоха подиумных моделей.
80-е
Общество, наконец, очухалось после войны, поднакопило деньжат и начало тратить много и с удовольствием.
Два главных образа того времени — показушная сексуальность и успешный успех.
Деми Мур, Брук Шилдс, Мадонна
В это же время появляются Синди Кроуфорд и Джейн Фонда с аэробикой на видеокассетах. Женщина должна быть здоровой и красивой. Начинается культ тела, закрепляется мода на загар и химзавивку.
Синди Кроуфорд, Джейн Фонда
Топ-модели окончательно становятся частью поп-культуры.
90-е
Вот уж воистину лихие.
Здесь смешались и легендарные супермодели: Синди Кроуфорд, Клаудия Шиффер, Наоми Кемпбелл, Линда Евангелиста, Кристи Тарлингтон с их элегантностью и харизмой, и героиновый шик от Кейт Мосс.
Дженнифер Энистон, Вайнона Райдер
Фраза от Евангелисты “Да я меньше, чем за 10 тысяч долларов, даже с кровати не встану” становится знаковой для этого времени.
От Мосс нам достались мода на нездоровый вид, бледность, спутанные волосы и худые ключицы. Но все проходит, и это прошло.
Линда Евангелиста, Кейт Мосс
Клаудиа Шиффер, Кристи Тарлингтон
00-е
Нулевые стали ответом на «героиновый шик» предыдущего десятилетия. Сильные и подтянутые тела пришли на смену безжизненным и худым. Но тонкая талия и стройные ноги все еще были в фаворе. Тайра Бэнкс и Жизель Бюндхен стали идеалами фигуры и красоты. Девушки могли и по подиуму уверенно пройти, и победить в фитнес-состязании.
Свое идеальное тело женщины подчеркивали джинсами с низкой посадкой, кроп-топами и длиной мини. Вспомним образы Пэрис Хилтон и Рианны: за обтягивающими брюками и топами невозможно было скрыть ничего лишнего.
Атрибутом красивой внешности также считались длинные волосы, тонкие брови, от которых нас позже так удачно спасет Кара Делевинь, и макияж smokey eyes.
Пэрис Хилтон, Рианна
Бритни Спирс, Жизель Бюндхен
2010 - настоящее время
Все последнее десятилетие мы провели в погоне за новым идеалом: Ким Кардашьян и Кайли Дженнер. Подтянутая спортивная фигура вышла на новый уровень: теперь к плоскому животу, желательно, с несколькими кубиками, добавились широкие бедра, круглая попа и, конечно, приличная грудь. Не все эти стандарты возможно было достичь в тренажерном зале или путем определенной диеты, поэтому девушки активно стали прибегать к пластической хирургии.
Ким Кардашьян, Кайли Дженнер
Но активное развитие феминизма, движения #MeToo и других активностей женщин, встали на защиту всех тех, кто не мог или не хотел соответствовать определенным стандартам. К 2020 году и новому десятилетию мы подошли с уверенностью в том, что вовсе и не должно быть никаких стандартов. Тут же на первый план вышли темы инклюзивности и бодипозитива: появление моделей размера плюс, темнокожих и цветных знаменитостей, которые активно пытаются донести до общества тот факт, что любой человек, любая женщина – прекрасны. Что красота кроется не в отточенных параметрах, а в уникальности и особенностях каждого.
Ники Минаж, Эшли Грэм
Внезапно все начинают рисовать себе веснушки, которые раньше активно маскировали под слоем тонального крема, перестают выщипывать брови и даже не думают о том, чтобы поставить брекеты на неидеально ровные зубы. Психологическое и физическое здоровье встают на первый план, а, значит, строгие диеты и голодовки считаются и вовсе зазорными.
Винни Харлоу, Барби Феррейра
Конечно, пока не все этому следуют, ведь многие привыкли жить в рамках.
Разнообразие и всепреемлемость достигли такого уровня, что девушки буквально поделились на два лагеря: те, кто не может представить жизнь без тренажерного зала, своих длинных искусственных волос и нового гардероба, и тех, кто прекрасно себя чувствует в стиле бомжа и продвигает «естественную» красоту. Интересно, какими запомнятся 20-е годы XXI века? Наверное, максимально разнообразными.