ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ С ТТ

ПРО ТЮНИНГ В СОЦСЕТЯХ: КАК МЫ РАЗУЧИЛИСЬ ЖИТЬ БЕЗ ФИЛЬТРОВ И МАСОК

ПРО ТЮНИНГ В  СОЦСЕТЯХ: КАК МЫ РАЗУЧИЛИСЬ ЖИТЬ БЕЗ ФИЛЬТРОВ И МАСОК

Можно сколько угодно возмущаться, как бессовестно нас сегодня обманывают издатели глянца и рекламщики. Мол, в 21 веке уже не осталось в интернете настоящих лиц, одни сплошные фильтры.

Но история-то не нова. Женщины (да и мужчины) никогда не нравились себе на фотографиях на 100%. Поэтому уже с середины XIX века фото-ретушеры замазывали клиентам морщины и веснушки и клеили на задний план роскошные царские покои вместо бабушкиного ковра на стене.

Сначала это искусство называлось монтажом — обычный коллаж из нескольких снимков, который просто перепечатывали заново. Ретушь же делалась кистью и красками, затем — аэрографом.

Tuning_v_instagram

«Предпочтением пользовались фотоателье, наиболее усердно прибегавшие к ретуши. Морщины на лицах замазывались; веснушчатые лица целиком „очищались“ ретушью; бабушки превращались в молодых девушек; характерные черты лица окончательно стирались. Пустая, плоская маска расценивалась как удачный портрет. Безвкусица не знала границ, а торговля ею процветала». Франц Фидлер, немецкий портретист и теоретик фотографии, конец XIX в.

Дальше рукотворный «фотошоп» только прогрессировал. Изобретались новые способы улучшайзинга, и к эпохе расцвета Голливуда ретушь фото стала само собой разумеющемся делом.

Tuning_v_instagram

Джоан Кроуфорд (Joan Crawford) для фильма "Смеющиеся грешники" 1931 г.

Особенно доставалось фотографам, готовившим снимки актеров для рекламы и афиш. Бедняги работали часами, доводя до идеала звезд того времени. Даже красавица Одри была недостаточно хороша...

Tuning_v_instagram

Плакат фильма «Завтрак у Тиффани» (1961)

Скандальный Фотошоп

В 1987 году Томасом Ноллом была изобретена программа ImagePro, которую выкупила компания Adobe и превратила в известный всем Photoshop. И понеслась!
 

В 1995 году Синди Кроуфорд украсила обложку дебютного номера журнала Джона Ф. Кеннеди младшего в журнале "Джордж", где она была одета, как Джордж Вашингтон. На фото слева красным отмечены комментарии стилиста фотосъемки, что и где нужно у Синди "улучшить" :-) Не мало, правда? 

Естественно, гуру фэшн-съемок и глянца не могли упустить такой шанс. И мир наполнился пластмассовыми идеальными женщинами на обложках и разворотах журналов, билбордах и другой печатной рекламе.

Тут же начались первые скандалы. Звезды не узнавали себя на фотографиях. Или внимательные фанаты замечали, как бессовестно похорошели их любимцы.

Tuning_v_instagram

В 2003 году Кейт Уинслет, например, очень удивилась своим идеальным бёдрам и неимоверно длинным ногам на обложке GQ и категорично заявила, что в общем-то претензий к своей внешности не имеет и просит вернуть ее тело в исходное состояние. Да и перед фанатами очень неудобно вышло.

Tuning_v_instagram

Наталья Водянова в 2012 году тоже обзавелась странной внешностью благодаря ретушерам GQ.

Соблазн сделать проекты с участием моделей максимально продающими пересиливал любые разумные доводы все чаще. Ляпы становились все более дурацкими. А скандалы — обширнее.

Tuning_v_instagram

И без того юной и стройной Клаудии Кардинале сжали талию прямо-таки до “гурченковских” параметров. Каннский кинофестиваль, 2017 г.

В 2004 году DOVE запустили свою кампанию «Real Beauty» с благими целями — показать, что женщины прекрасны в своей естественной красоте. Поскольку результаты их исследования «Вся правда о красоте» («Real Truth About Beauty») показали, что всего 2% женщин считают себя красивыми, 13% удовлетворены физической формой. Но при этом 65% женщин решили, что «красота» это не только внешность. А 75% респонденток хотели, чтобы СМИ показывали реальную картину и брали в модели обычных женщин. Вроде, благие намерения и кампания очень в тему.

Tuning_v_instagram

Dove's Real Beauty campaign

Но в 2008 журнал The New Yorker выпустили статью о Паскале Данжене — гуру обработки фотографий.

И в ходе интервью он случайно сказал, а журналисты случайно напечатали: «...Знаете, сколько там было работы?! Сложно, но очень круто было оставить кожу тела и лиц так, чтобы они „показывали пробег“, но не были некрасивыми». DOVE позже со скрипом выпустил опровержение, но журнал от своего материала не отказался, а мир так и не увидел исходников фото в качестве доказательства.

VOGUE тоже неоднократно делала выпуски с очевидными ляпами фото-ретушеров и потом никак не комментировали свои казусы.

Tuning_v_instagram

Эшли Грэм с бесконечными руками, Наташа Поли с пришитой к затылку кистью руки

А кто-то из звезд все-таки отнесся с юмором к ситуации.

Tuning_v_instagram

Загадка на внимательность: найдите три ноги у Риз Уизерспун и три руки у Опры Уинфри.

«Кажется, теперь все знают... У меня три ноги. Надеюсь, вы по-прежнему будете принимать меня такой, какая я есть», — твитнула Риз.
«Я принимаю твою третью ногу. Ты же принимаешь мою третью руку», — ответила коллеге Опра.

А влогер Тайлер Оукли ответил им всем: «У Опры — три руки, у Риз — три ноги, и мы принимаем их такими, какие они есть! В 2018-м принято ЛЮБИТЬ СВОИ ТЕЛА!»

Криминальный Фотошоп

Но это цветочки по сравнению с судебными исками и забаненой рекламой, которые получили косметические бренды за введение в заблуждение потребителей.

В 2009 году, например, была запрещена реклама крема Olay c идеальнолицей Твигги.

Tuning_v_instagram

В 2012-м попала под запрет в Британии реклама тушь Dior с Натали Портман.

Tuning_v_instagram

L’Oréal вообще побил все рекорды по санкциям в отношении своей рекламы: тональные средства Maybelline с Кристи Тарлингтон, крем L’Oréal с Рейчел Вайнс и много недовольных потребителей, у которых ожидания не совпали с реальностью. 

Tuning_v_instagram

Те самые рекламные плакаты, из-за которых L’Oreal обвинили во введении в заблуждение потребителей и в намеренном создании эффектов, не соответствующих действительности.

«Каждый раз, когда ты завидуешь суперзвезде, потому что у нее идеальная фигура, идеальные волосы, идеальная кожа и вообще все идеальное, помни — скорее всего, это фотошоп.»
Cosmopolitan

СОЦСЕТИ — ПРОВОКАТОРЫ

Как только в мир пришли соцсети, эпоха фейстюнинга пережила новый бум.

Сначала в приложениях соцсетей появились собственные простенькие фильтры. А потом разработчики приложений поняли, что наткнулись на золотую жилу, и приложения для смартфонов по ретуши лица стали плодиться с невероятной скоростью.

Все начиналось с безобидных изменений внешности, например, примерить зеленый или фиолетовый цвет волос, надеть виртуальные цветные линзы.

Tuning_v_instagram

Приложение Teleport

Но затем, с развитием искусственного интеллекта, связь реального человека со своим виртуальным клоном в соцсетях стала совсем призрачной.

Tuning_v_instagram

Оказывается, подчеркнуть индивидуальность — это полностью изменить свою внешность.

Tuning_v_instagram

Мужчины тоже врут :-)

В 2014 году стартап Looksery выстрелил на рынке с приложением, которое меняло внешность в режиме реального времени. И, в отличие от Facetune, могло использоваться в чатах, а не только для селфи.

Tuning_v_instagram

Релиз обновлений в FaceTune

Разработчики соцсети тоже не дремали и в 2016 году создали внутри приложения такой же функционал, который можно было с успехом использовать в сториз. Маски для лица быстро перешли в разряд маркетинговых инструментов, бьюти-блогеры создали собственные версии цифрового макияжа. В них можно было изменить лицо как угодно — от легкого мейкапа, веснушек и загара до огромных губ, выпуклых скул и лица сердечком.

А в 2019 году история с тюнингом достигла апогея. Создавать свои маски для лица теперь стало можно всем. Выбирайте, кто вы сегодня? Человек-призрак или говорящая лягушка?

Tuning_v_instagram

Маски от @devandvan

Tuning_v_instagram

Ангел @oh_alisson

Правда, руководство соцсети вовремя спохватилось. И запретило маски, которые «тюнили» лица и меняли черты лица до неузнаваемости, за пропаганду пластической хирургии и нездорового отношения к себе и своему телу. Можно считать это новой цифровой цензурой. Но как по мне, так это здравая идея. Если пользователи не могут самостоятельно защитить свое психическое здоровье, то модераторы соцсетей сделают это за них.

И что интересно, общество оценило этот жест, поскольку бодипозитив и принятие себя сейчас идут параллельным тюнингу трендом. Особенно, говорят, рады мужчины.

«ПОПРАВЬТЕ СВОЙ ВНЕШНИЙ ВИД»

Коронавирус принес нам не только реальные маски. Во всех видеочатах страны: создавайте виртуальный фон для разговора и не забудьте привести в порядок свое «карантинное» лицо.

Через 10 минут родительское собрание в Зуме, а вы только встали с постели? Отложите косметику и расческу и просто прочтите это:

Tuning_v_instagram

Один простой «тык» на кнопочку, и следы разгульной самоизоляции как рукой снимет. Кожа гладкая, синяков под глазами как не было, лицо сияет.

Поговаривают, что скоро к видеочатам применят ту же технологию, что уже вовсю используют косметические бренды в качестве «виртуальной примерочной» для макияжа.

Tuning_v_instagram

Приложение Sephora “Virtual Artist”

«Мы настолько привыкнем к ИИ-макияжу, «умным» автоответам по email и цифровым личностям, что через пять лет «естественность» станет ценным качеством или диковинкой».
Крис Дэнси, программист, блогер

ИСПОВЕДЬ РЕТУШЕРА

А что сами мастера улучшайзинга? Не мучает совесть, что приходится участвовать во всемирном заговоре обмана потребителей?

Есть два полярных мнения.

Tuning_v_instagram

Мы хотим этого сами. С утра накладываем макияж, который меняет черты лица, стирает следы усталости, маскирует несовершенства и корректирует овал.

Наращиваем ресницы и ногти. Встаем на каблуки, утягиваемся компрессионным бельем. Красим волосы. В конце концов, ложимся под нож хирурга. И никому в голову не придет попрекать коллегу или подругу удлиняющей тушью или колготками с эффектом загара.

Так почему наш виртуальный клон тоже не может выглядеть лучше, чем его реальная хозяйка? Логично? Логично. Вроде бы.

Опять же, фотошоп фотошопу рознь. На профессиональных съемках моделей и селебрити готовит целая команда профессионалов, поэтому перед камерой они уже предстают, мягко говоря, в неестественном облике. И ретушеры иногда лишь доводят задумку костюмеров, гримеров и режиссеров съемок до совершенства. Или делают то, что физически невозможно совершить в реальности.

«... мы убираем все, что отвлекает, мешает, лезет в глаза. ...Естественно, работаем с порами, неровностями, пятнами на лице. Обращаем внимание на лишние волоски в прическе. Корректируем пластику: складки тела, очерченность талии, изгиб бедер и спины... Мы не работаем „волшебниками фотошопа“, но помогаем клиентам доводить их изображения до соответствия стилю, бренду, долгосрочной стратегии».
Интервью ретушеров из Bespoke Pixel для Wonderzine

Tuning_v_instagram

А есть и те, кто отказывается «рисовать ягодицы».

Одна из ретушерок, работавших с брендом Victoria’s Secret, в интервью раскрыла немало секретов. О которых, в общем-то, могут сами догадаться все, у кого есть глаза.

Например, что в реальной жизни грудь в купальнике у вас будет выглядеть совсем не так соблазнительно, как у модели на фото. Просто потому что у модели под купальником еще было нижнее белье, затертое в фотошопе — отсюда и аппетитная ложбинка, и идеальные формы.

Но не грудью единой. Фоторетушь используется вместо макияжа, загара и эпиляции. Не все модели, к примеру, удаляют волосы с тела для съемок или делают педикюр.

Да и частенько девушка, которую вы видите в рекламе, это конструктор из нескольких человек. Донорами могут стать и 3, и 4 «ангела», если это нужно для дела.

«Моделей ретушируют потому, что хотят хороших продаж для своей одежды, аксессуаров, косметики. Бренды отражают мир таким, каким мы хотели бы его видеть. Но я больше не хочу рисовать ягодицы!»

ВЫ ХОТИТЕ ПОГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ?

Не потеряем ли мы скоро связь с реальностью? Насколько виртуальный тюнинг опасен для психики? У психологов есть на этот счет пара слов.

«Возник новый феномен «дисморфия Snapchat» – состояние, при котором пациенты хотят, сознательно жаждут хирургического вмешательства, после которого они будут выглядеть, как их «отфильтрованная» версия».
Нилам Ваши, д.м.н., директор Этнического кожного центра Бостонского университета

Чем больше разрыв между реальным Я и идеальным Я, тем больше недовольства. Мы видим себя в зеркале и понимаем, что собственный виртуальный образ из Тиндера дает нам 100 очков вперед. А на свидание-то придется идти как есть, живьем…

И чем сильнее мы привыкаем к нашему цифровому улучшенному Я, тем болезненнее возвращаться в реальность и разочаровываться в своей обычности.

А меж тем производители бьюти-брендов и специалисты по SPA-процедурам и косметологии неплохо зарабатывают на нашей тревожности, предлагая разные способы затюнинговать себя и соответствовать желаемой картинке.

69% женщин, недовольных собой, хотели бы изменить что-то в своей внешности, если бы у них была такая возможность. В группе до 25 лет — это целый 81%.

“Раньше у женщин каждый день не стояли перед глазами эти иллюзорные образы. С этой точки зрения ситуация обострилась. Таким образом, сейчас женщины, безусловно, больше страдают из-за несоответствия этим идеалам. Проблема стоит гораздо серьезнее, чем 30 или 40 лет назад.
...В результате у нас формируется поколение девушек, которые подрывают свое физическое и умственное здоровье в погоне за несбыточными образами.”
Паскаль де Сюттер, психолог-сексолог, преподаватель нескольких университетов во Франции и Бельгии.

Причем кумиры и селебрити только обостряют проблему. Если я вижу, как Шерон Стоун в свои 60+ выглядит на 35, то я в свои, скажем, 45 лет, получается, проигрываю голливудской пенсионерке? Что со мной не так? И если уж я не могу лечь под скальпель или позволить себе дорогие процедуры и крема, то хотя бы фотошопиться мне никто не запретит. Как, собственно, и Шерон Стоун.

И, кстати, в проблеме отфотошопленных поп и лиц просматривается очевидный сексизм. В подавляющем большинстве случаев безбожному тюнигу подвергаются именно женщины. Мужчин шрамы, морщины, седина делают только брутальнее, поэтому они могут позволить себе появляться на обложках как натурпродукт или с минимальной ретушью.

Tuning_v_instagram

КУДА МЫ КАТИМСЯ?

В общем-то, уже докатились.

Многие бренды начали полностью отказываться от ретуши и тем снискали себе лояльность потребителей. Настоящие, живые, обычные люди всех размеров, фигур, цвета кожи и комплекции появились в рекламе косметики, купальников, одежды. Но не превратилось ли это просто в очередной тренд?

Tuning_v_instagram

В 2014 году производитель нижнего белья и купальников Aerie запустил рекламную кампанию Real. Был анонсирован полный отказ от фотошопа и увеличение размерной сетки. В рекламе снялись пышнотелые девушки plus-size и кампания выстрелила. Рост продаж увеличился на 17%. А вот мнение специалиста по ретуши:

«Они хотели посмотреть, будет ли это "продавать", а не потому что прониклись идеей бодипозитива. Поняли, что это работает, и продолжили эксплуатировать идею».

H&M был первым крупным масс-маркетовым производителем, который не отретушировал моделей для рекламы. Шрамы, целлюлит, растяжки и волосы остались на телах. Отказ от ретуши также взяли на вооружение Asos, Adidas, Misguided и BooHoo.

Tuning_v_instagram

Модели Asos

Правительства государств запрещают использовать ретушированную рекламу, дабы не вводить потребителей в заблуждение. Во Франции действует закон, по которому любая коммерческая фотография любой модели, подвергшаяся ретуши, должна быть подписана «Photographie retouchée» — «Ретушированная фотография». Санкции — штраф либо 37 500 евро, либо 30% стоимости создания самой рекламы.

После этого агентство Getty, известное своим фотобанком, запретило использование ретушированных фотографий. Позже к инициативе Франции присоединился Израиль.

Но граждане и сами не прочь удостовериться, что всюду обман и нас дурят. Логичной популярностью пользуются блоги и сайты, разоблачающие селебрити по принципу «Было/Стало». И программы, которые позволяют вычислить «фотошопное» вмешательство и даже показать в процентах, насколько была улучшена фотография и что именно с ней делали.

У разоблачительного аккаунта @celebface в соцсетях больше миллиона подписчиков. Их слоган: WELCOME TO REALITY If you don't want to see the truth, leave this page // Добро пожаловать в реальность. Если вы не хотите знать правду, покиньте эту страницу.

Очень сложно найти для этой истории простой, логичный и правильный итог. Бодипозитив на поверку оказывается коммерческим ходом. Фото «без фотошопа» все-таки ретушируются. А мы сами рады обманываться, выкладывая в соцсети «лучшую версию себя».

Поэтому вместо вывода просто полюбуйтесь на эти фото из ежегодного Календаря Pirelli за 2017 год, где все модели на фото предстали в самом что ни на есть натуральном виде.

Tuning_v_instagram

Tuning_v_instagram

Tuning_v_instagram

Tuning_v_instagram

Tuning_v_instagram

Все статьи Татьяны
Назад в раздел