ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ С ТТ | ЛИСТ ОЖИДАНИЯ

КАК УСТРОЕН ALIEXPRESS

КАК УСТРОЕН ALIEXPRESS

В последнее время Aliexpress активно занялись продвижениям на российском рынке. Не то, чтобы они страдали от отсутствия заказов со стороны россиян, – компания просто решила показать свои новые возможности. Провели модный показ, объединились с российскими дизайнерами и даже стали принимать вещи на переработку.

Aliexpress у многих ассоциируется с дешевыми покупками: чехол для телефона за 100 рублей, трендовые украшения на пару месяцев за смешные деньги, которые в любом шоуруме продают в 20 раз дороже, доступные вещи, вроде футболок и кардиганов, которые прослужат, может, сезон. Это такая альтернатива традиционного китайского рынка, к которому мы привыкли в нулевые. Просто теперь он переехал в онлайн.

Aliexpress

С ростом популярности сайта, увеличивается и количество представленных там брендов и компаний. На Aliexpress можно приобретать не только дешевые вещи, но даже дизайнерские и бредовые (не подделки).

Aliexpress принадлежит к большой группе компаний Alibaba, основанной в 1997 году в Китае. За время своего существования эта экосистема вышла на международный уровень, догнав, а в каких-то показателях и обогнав, таких гигантов, как Amazon, Walmart и Ozon в России. В Китае же на сайты Alibaba приходится до 80 процентов всех онлайн-продаж.

У Aliexpress, как крупной и успешной бизнес-модели есть несколько преимуществ и недостатков.

  1. Особую привлекательность в Aliexpress для россиян (интересно, что именно страны бывшего СССР особенно трепетно относятся к этому сайту) составляют низкие цены: там можно заказывать вещи буквально за несколько рублей, да еще и с бесплатной доставкой
  2. Площадка стала настоящим спасением от бедности для многих китайцев. Сайт позволяет абсолютно любому человеку стать частью этого онлайн-рынка. Исследования показывают, что продавцы и производители даже из самых бедных населенных пунктов Китая смогли не только обеспечить себя и свою семью заработком на сайте, но и даже разбогатеть
  3. За время своего существования Aliexpress предложил 36 миллионов рабочих мест. Люди заняты в различных отраслях, от работы с данными, до маркетинга и курьерской службы
  4. Площадка работает с большим объемом данных, что позволяет в мгновение связывать поставщика и покупателя. Для продавца это быстрый доступ к потенциальной аудитории, а для клиента – легкий способ найти необходимую вещь. Технологии и алгоритмы постоянно совершенствуется, а работа площадки становится еще более продвинутой и быстрой
  5. Разнообразие и выбор. Клиенту предлагается несколько похожих товаров, из которых он может выбрать более привлекательное по цене или сервису предложение
  6. Защита данных и рейтинги. Любой посетитель сайта может видеть рейтинг продавца, комментарии и отзывы, по которым способен принимать решение о совершении покупки.
  7. Развитие бизнес-модели в других странах. С прошлого года на сайте стали продаваться вещи не только от китайских производителей, но и со всего мира (в том числе и России)
  8. В начале осени этого года российское представительство Aliexpress совместно с проектом Svalka организовали сбор вещей для вторичного использования. За это всем участникам выдавались выгодные купоны на скидку, а сами вещи были отправлены в различные фонды, а также на переработку
  9. Alibaba запустили несколько интересных программ по поддержке населения и борьбе с бедностью (Alibaba Poverty Relief Program, Rural Taobao program, Alibaba Foundation и многое другое). Компания, по официальным данным, предоставляет выгодные условия по медицинской страховке, обеспечивает рабочими местами нуждающиеся слои населения, оказывает поддержку различным благотворительным фондам, участвует в социальных кампаниях и так далее
  10. Aliexpress
  11. Так как компания работает с большим количеством данным, но различными способами пытается сократить затраты на электроэнергию. К примеру недавно Alibaba запустили Центр обработки данных с инновационной системой охлаждения, которая использует озерную воду для снижения затрат на электроэнергию. Компания также частично перешла на экологичную и биоразлагаемую упаковку, а еще оснастила склады солнечными батареями

Минусы работы AliExpress:

  1. Обороты и масштабы продаж, разумеется, идут в разрез с новыми разговорами об устойчивом развитии и ответственном потребление. Люди находят более дешевый способ одеваться и следовать трендам, а потому отдают предпочтение заказу дешевых вещей, сумок, украшений и обуви именно на Aliexpress. Разговоров о долгосрочных инвестициях и вечных обитателях гардероба и вовсе не идет
  2. Несмотря на серьезные старания компании по совершенствованию работы в рамках стратегий устойчивого развития, изначальная модель не позволяет компании контролировать все процессы. Так как платформа сотрудничает с огромным количеством производителей и продавцов, она не может отследить все этапы производства и доставки каждого товара, а потому им понадобится много времени для полного «озеленения»
  3. У Aliexpress теперь большие проблемы с позиционированием. Так как изначально бренд продавал доступные и даже дешевые вещи, то выход на рынок более качественных и дорогих вещей терпит крах. Люди ассоциируют все продукты с дешевым китайским товаров (Made in China всегда звучит немного пугающе, хотя даже Apple собирается именно в этой стране), а потому отдавать тысячи рублей россияне еще не готовы
  4. Перепроизводство. Из-за большой конкуренции и возможности у клиента выбрать товар по выгодной цене, очень много одинаковых предметов выставлено на продажу. Так как большая част покупок на Aliexpress – это, так сказать, отголоски fast fashion, то и нереализованных товаров остается очень много. А вероятность того, что бедный продавец из китайской глубинки будет его как-то правильно утилизировать, согласитесь, до смешного мала

    Aliexpress
     
  5. Международная и экспресс-доставка. Как бы не нравилось нам заказывать кольца и заколки по 50 рублей, влияние каждой посылки на экологию весьма плачевно. Мы все знаем, что авиасообщение наносит сильнейший вред окружающей среде, а потому каждый полет самолета, будь то пассажирский или грузовой, – минус в долгосрочной и счастливой жизни планеты Земля. Есть исследования, подтверждающие вред наших любимых экспресс-доставок – вместо объединенных полетов с большим количеством товаров, самолет, грубо говорят, лишний раз летает полупустым
  6. Слишком хорошо, чтобы быть правдой. Известная фраза «ожидание vs реальность» часто характеризует покупки на Aliexpress. Когда на картинке мы видим прекрасное творение искусства, а в результате получаем дешевую подделку. Сайт, конечно, с этим борется: всегда можно посмотреть фотографии покупателей. Однако некоторые производители все же мухлюют, удаляют плохие комментарии и отзывы и так далее. Собственно опасения покупателей, что картинка не соответствует реальности, и подтверждает наш предыдущий пункт о проблемах с позиционированием и репутацией. Вероятно, пока на сайте не начнут продаваться Chanel и Louis Vuitton, им с этим не распрощаться

    Aliexpress
     
  7. Подделки. И снова реверанс в сторону классических китайских рынков, где всегда можно было купить интерпретации известных люксовых продуктов. Это уже нарушение авторский прав, удар по имиджу и трудной работе дизайнеров, да и куча других проблем вместе с этим.

Aliexpress


ВЫВОД

Таким образом, несмотря на то, что Alibaba и Aliexpress в частности доминируют на рынке в Китае, а также пользуются популярностью в России, у площадки есть серьезные минусы, которые идут в разрез с новыми требованиями рынка.

Компании, построившей свой успех на быстрой, дешевой, доступной и не всегда качественной продукции, понадобится много времени, чтобы сменить курс.

Для того чтобы Aliexpress стал устойчивым и соответствовал требованиям sustainability, площадке придется попрощаться с 80 процентами своих продавцов.


Перед компанией стоят серьезные задачи по репрезентации, смене позирования и бизнес-стратегии. Но главный вопрос, нужно ли им это так, как нужно нашей планете?

Все статьи Татьяны
Назад в раздел