КАК УСТРОЕН ALIEXPRESS
05.11.2020
В последнее время Aliexpress активно занялись продвижениям на российском рынке. Не то, чтобы они страдали от отсутствия заказов со стороны россиян, – компания просто решила показать свои новые возможности. Провели модный показ, объединились с российскими дизайнерами и даже стали принимать вещи на переработку.
Aliexpress у многих ассоциируется с дешевыми покупками: чехол для телефона за 100 рублей, трендовые украшения на пару месяцев за смешные деньги, которые в любом шоуруме продают в 20 раз дороже, доступные вещи, вроде футболок и кардиганов, которые прослужат, может, сезон. Это такая альтернатива традиционного китайского рынка, к которому мы привыкли в нулевые. Просто теперь он переехал в онлайн.
С ростом популярности сайта, увеличивается и количество представленных там брендов и компаний. На Aliexpress можно приобретать не только дешевые вещи, но даже дизайнерские и бредовые (не подделки).
Aliexpress принадлежит к большой группе компаний Alibaba, основанной в 1997 году в Китае. За время своего существования эта экосистема вышла на международный уровень, догнав, а в каких-то показателях и обогнав, таких гигантов, как Amazon, Walmart и Ozon в России. В Китае же на сайты Alibaba приходится до 80 процентов всех онлайн-продаж.
У Aliexpress, как крупной и успешной бизнес-модели есть несколько преимуществ и недостатков.
- Особую привлекательность в Aliexpress для россиян (интересно, что именно страны бывшего СССР особенно трепетно относятся к этому сайту) составляют низкие цены: там можно заказывать вещи буквально за несколько рублей, да еще и с бесплатной доставкой
- Площадка стала настоящим спасением от бедности для многих китайцев. Сайт позволяет абсолютно любому человеку стать частью этого онлайн-рынка. Исследования показывают, что продавцы и производители даже из самых бедных населенных пунктов Китая смогли не только обеспечить себя и свою семью заработком на сайте, но и даже разбогатеть
- За время своего существования Aliexpress предложил 36 миллионов рабочих мест. Люди заняты в различных отраслях, от работы с данными, до маркетинга и курьерской службы
- Площадка работает с большим объемом данных, что позволяет в мгновение связывать поставщика и покупателя. Для продавца это быстрый доступ к потенциальной аудитории, а для клиента – легкий способ найти необходимую вещь. Технологии и алгоритмы постоянно совершенствуется, а работа площадки становится еще более продвинутой и быстрой
- Разнообразие и выбор. Клиенту предлагается несколько похожих товаров, из которых он может выбрать более привлекательное по цене или сервису предложение
- Защита данных и рейтинги. Любой посетитель сайта может видеть рейтинг продавца, комментарии и отзывы, по которым способен принимать решение о совершении покупки.
- Развитие бизнес-модели в других странах. С прошлого года на сайте стали продаваться вещи не только от китайских производителей, но и со всего мира (в том числе и России)
- В начале осени этого года российское представительство Aliexpress совместно с проектом Svalka организовали сбор вещей для вторичного использования. За это всем участникам выдавались выгодные купоны на скидку, а сами вещи были отправлены в различные фонды, а также на переработку
- Alibaba запустили несколько интересных программ по поддержке населения и борьбе с бедностью (Alibaba Poverty Relief Program, Rural Taobao program, Alibaba Foundation и многое другое). Компания, по официальным данным, предоставляет выгодные условия по медицинской страховке, обеспечивает рабочими местами нуждающиеся слои населения, оказывает поддержку различным благотворительным фондам, участвует в социальных кампаниях и так далее
- Так как компания работает с большим количеством данным, но различными способами пытается сократить затраты на электроэнергию. К примеру недавно Alibaba запустили Центр обработки данных с инновационной системой охлаждения, которая использует озерную воду для снижения затрат на электроэнергию. Компания также частично перешла на экологичную и биоразлагаемую упаковку, а еще оснастила склады солнечными батареями
Минусы работы AliExpress:
- Обороты и масштабы продаж, разумеется, идут в разрез с новыми разговорами об устойчивом развитии и ответственном потребление. Люди находят более дешевый способ одеваться и следовать трендам, а потому отдают предпочтение заказу дешевых вещей, сумок, украшений и обуви именно на Aliexpress. Разговоров о долгосрочных инвестициях и вечных обитателях гардероба и вовсе не идет
- Несмотря на серьезные старания компании по совершенствованию работы в рамках стратегий устойчивого развития, изначальная модель не позволяет компании контролировать все процессы. Так как платформа сотрудничает с огромным количеством производителей и продавцов, она не может отследить все этапы производства и доставки каждого товара, а потому им понадобится много времени для полного «озеленения»
- У Aliexpress теперь большие проблемы с позиционированием. Так как изначально бренд продавал доступные и даже дешевые вещи, то выход на рынок более качественных и дорогих вещей терпит крах. Люди ассоциируют все продукты с дешевым китайским товаров (Made in China всегда звучит немного пугающе, хотя даже Apple собирается именно в этой стране), а потому отдавать тысячи рублей россияне еще не готовы
- Перепроизводство. Из-за большой конкуренции и возможности у клиента выбрать товар по выгодной цене, очень много одинаковых предметов выставлено на продажу. Так как большая част покупок на Aliexpress – это, так сказать, отголоски fast fashion, то и нереализованных товаров остается очень много. А вероятность того, что бедный продавец из китайской глубинки будет его как-то правильно утилизировать, согласитесь, до смешного мала
- Международная и экспресс-доставка. Как бы не нравилось нам заказывать кольца и заколки по 50 рублей, влияние каждой посылки на экологию весьма плачевно. Мы все знаем, что авиасообщение наносит сильнейший вред окружающей среде, а потому каждый полет самолета, будь то пассажирский или грузовой, – минус в долгосрочной и счастливой жизни планеты Земля. Есть исследования, подтверждающие вред наших любимых экспресс-доставок – вместо объединенных полетов с большим количеством товаров, самолет, грубо говорят, лишний раз летает полупустым
- Слишком хорошо, чтобы быть правдой. Известная фраза «ожидание vs реальность» часто характеризует покупки на Aliexpress. Когда на картинке мы видим прекрасное творение искусства, а в результате получаем дешевую подделку. Сайт, конечно, с этим борется: всегда можно посмотреть фотографии покупателей. Однако некоторые производители все же мухлюют, удаляют плохие комментарии и отзывы и так далее. Собственно опасения покупателей, что картинка не соответствует реальности, и подтверждает наш предыдущий пункт о проблемах с позиционированием и репутацией. Вероятно, пока на сайте не начнут продаваться Chanel и Louis Vuitton, им с этим не распрощаться
- Подделки. И снова реверанс в сторону классических китайских рынков, где всегда можно было купить интерпретации известных люксовых продуктов. Это уже нарушение авторский прав, удар по имиджу и трудной работе дизайнеров, да и куча других проблем вместе с этим.
ВЫВОД
Таким образом, несмотря на то, что Alibaba и Aliexpress в частности доминируют на рынке в Китае, а также пользуются популярностью в России, у площадки есть серьезные минусы, которые идут в разрез с новыми требованиями рынка.
Компании, построившей свой успех на быстрой, дешевой, доступной и не всегда качественной продукции, понадобится много времени, чтобы сменить курс.
Для того чтобы Aliexpress стал устойчивым и соответствовал требованиям sustainability, площадке придется попрощаться с 80 процентами своих продавцов.
Перед компанией стоят серьезные задачи по репрезентации, смене позирования и бизнес-стратегии. Но главный вопрос, нужно ли им это так, как нужно нашей планете?